МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ
ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ" НА 2007-2009 ГОДЫ


Принят Думой города Владивостока 1 февраля 2007 года


Паспорт
муниципальной целевой
программы "Развитие поддержка малого предпринимательства в городе Владивостоке" на 2007-2009 годы


Наименование
программы
муниципальная целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства
в городе Владивостоке" на 2007-2009 годы
(далее - Программа)
Основание принятия решения о разработке программы
Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Приморского края от 11.07.1997 №89-КЗ "О поддержке малого предпринимательства в Приморском крае", постановление главы администрации города Владивостока от 10.02.2006 №100 "О разработке Программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Владивостоке на 2007-2008 годы и создании рабочей группы по разработке Программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Владивостоке на 2006-2008 годы"
Заказчик программы администрация города Владивостока
Основные
разработчики
программы
Управление финансов и экономики (отдел экономического развития), Правовое управление,
Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры,
Управление торговли, общественного питания и бытового обслуживания,
Дума города Владивостока,
общественная организация "Ассоциация юристов Приморья",
некоммерческое партнерство "Лига торговых предпринимателей", некоммерческое партнерство "Ремесленная палата Приморского края",
ЗАО "Международный маркетинговый центр Владивосток - Москва",
краевое отделение Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"
Цель программы
обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Владивостоке
Задачи программы реализация политики администрации города Владивостока, направленной на дальнейшее стабильное развитие малого предпринимательства, повышение его социально-экономической эффективности и обеспечивающей:
увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого предпринимательства на 9-10 процентов (3200-3500 единиц),
увеличение занятых в малом предпринимательстве на 3,2 - 3,5 процента ежегодно (прирост на 5,5 - 6 тысяч человек к среднесписочной численности работающих),
повышение доли малых предприятий в валовом объеме произведенных товаров и услуг по городу Владивостоку до 20 процентов
Сроки реализации
программы
2007-2009 годы
Перечень основных мероприятий программы совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства;
сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого предпринимательства;
оказание информационной и методической помощи предпринимателям;
расширение деловых возможностей и поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства в городе Владивостоке;
административно-организационная поддержка малого предпринимательства
Исполнители
программы
Управление финансов и экономики (отдел экономического развития);
Правовое управление;
Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры (далее - УМИГА);
Управление содержания жилищного фонда и городских территорий;
Управление торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
Комитет образования;
Комитет муниципального заказа
Объем и источники финансирования общий объем финансирования Программы:
2007 год - 2324 тыс. рублей, в том числе бюджет города Владивостока - 1521 тысяча рублей, иные источники -
803 тыс. рублей;
2008 год - 2788 тыс. рублей, в том числе бюджет города Владивостока - 2021 тыс. рублей, иные источники -
767 тыс. рублей;
2009 год - 2788 тыс. рублей, в том числе бюджет города Владивостока - 2021 тыс. рублей, иные источники -
767 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации программы реализация мероприятий Программы должна обеспечить оживление деловой активности путем:
увеличения на 3,3 - 3,5 тысяч субъектов малого предпринимательства ежегодно;
создания новых рабочих мест (от 5,8 - 6 тысяч новых рабочих мест в год);
увеличения до 20 процентов доли малых предприятий в валовом объеме выпуска товаров и услуг;
оптимизации отраслевой структуры малого предпринимательства, увеличения количества субъектов малого предпринимательства, занятых в сфере производства (до 12 процентов);
увеличения капитализации субъектов малого предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города Владивостока;
насыщения товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;
обеспечения благоприятного климата для предпринимательской деятельности, активного включения предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города Владивостока
Организация контроля за реализацией программыкоординационный совет осуществляет текущий контроль за ходом выполнения Программы с последующей отчетностью перед главой администрации города Владивостока и размещением отчетной информации о ходе выполнения Программы на сайте администрации города Владивостока

Введение


В настоящее время малое предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города Владивостока по следующим направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения, увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается администрацией города как одна из приоритетных стратегических задач.

Анализ проблем и потребностей предпринимателей города Владивостока, обозначенных на встречах главы администрации города Владивостока с городским бизнес-сообществом, определил необходимость выстраивания системы поддержки малого предпринимательства города Владивостока более эффективным образом. Обсуждение вопросов взаимоотношений власти и бизнеса послужило толчком к разработке Программы.

Основная цель Программы - обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Владивостоке, формирование более результативных форм его поддержки. Для достижения поставленной цели должен быть решен ряд задач посредством выполнения разработанных мероприятий Программы.


1. Состояние и проблемы малого предпринимательства


Активизация действий администрации города Владивостока в части поддержки малого предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого бизнеса.


Институциональная среда развития малого предпринимательства в городе Владивостоке


На сегодняшний день в городе Владивостоке сформированы базовые основы поддержки малого предпринимательства. Созданы и функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: финансовые, информационно-консультационные, научно-производственные и так далее. В городе Владивостоке осуществляют свою деятельность более 50 таких организаций: ассоциации, фонды, агентства, центры поддержки предпринимательства и так далее. Но насколько эта система эффективно работает и оказывает влияние на развитие предпринимательства в городе Владивостоке можно определить по состоянию малого бизнеса.

Число малых предприятий - один из основных индикаторов качества экономической среды. Из 38,1 тысячи зарегистрированных юридических лиц, внесенных в Статистический регистр хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности и формам собственности, малые предприятия составляют 42 процента (по России - 44 процента), что более чем в 2 раза меньше показателей развитых стран. По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, по состоянию на 01.01.2006 на территории города Владивостока число действующих субъектов малого предпринимательства составило 28092 единицы, в том числе малых предприятий - 15884 единицы. По информации налоговых органов на территории города Владивостока по состоянию на 31.05.2006 количество индивидуальных предпринимателей составило 13082, в том числе по Ленинскому району - 3723, Фрунзенскому - 1140, Первомайскому - 2900, Советскому - 2569, Первореченскому - 2750. Число отчитывающихся малых предприятий варьирует в пределах 8500 - 9500 единиц.

Динамика основных показателей субъектов малого предпринимательства по городу Владивостоку в 2000-2004 годах


ПоказателиПо состоянию на:
2000
год
2001
год
2002
год
2003
год
9 мес. 2004
год
2005
год
1234567
Число субъектов малого предпринимательства (СМП), единиц3127934522287383165233804

28092
Число предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица 245802759522279237392427312208
Число малых предприятий, в том числе по отраслям экономики (отчитывающиеся перед ИФНС): 66996927645979139531
15884
промышленность783770761809911
информа
ция отсутст
вует
строительство745796749801971
транспорт298321301374410
сельское хозяйство2824202019
торговля29062896273237114375
бытовое обслуживание246251352418363
прочее16931869154417802482
Объем налоговых поступлений от
СМП - ВСЕГО (тыс. руб.)

505291

604790

561186

611216

582619
Доля налоговых поступлений СМП в общем объеме бюджетных поступлений (процентов) процентах
38,0

35,0

21,8

23,6

32,5
Количество ликвидированных СМП, всего, в том числе (единиц)6091
544822771436872
количество предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (снятые с учета)5574475018601121739
количество малых предприятий517698417315133

Изменение динамики развития малого предпринимательства исходя из представленной в таблице информации обусловлено общей макроэкономической ситуацией в регионе и стране в целом. За период с 2000 по 2004 год количество отчитывающихся перед ИФНС малых предприятий увеличилось на 9,2 тысяч единиц. Однако в 2001-2002 годах наблюдалась отрицательная динамика - количество малых предприятий сокращалось в целом и отдельно по отраслям. Тенденция постепенного роста наметилась лишь в 2003 году Нестабильна ситуация и с индивидуальными предпринимателями, в течение 2005 года произошло значительное уменьшение их количества.

Положительный ежегодный прирост малых предприятий в среднем на 1,5 тысячи единиц явно не достаточен ввиду того, что ежегодно ликвидируется от 500 до 300 малых предприятий.

Важным показателем развития предпринимательства является показатель "плотности" малых предприятий (в расчете на 100 тысяч человек населения). По этому показателю регионы Российской Федерации разделены на 3 группы: низкий уровень (плотность от 0 до 300), средний уровень (плотность от 301 до 700), высокий уровень (плотность от 701 и более). Исходя из предложенной градации в городе Владивостоке отмечен высокий уровень "плотности" действующих и отчитывающихся перед ИФНС малых предприятий, который составляет 1,55 тысячи предприятий на 100 тысяч постоянных жителей.

Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса города Владивостока - 48 процентов всех малых предприятий относятся к торговле и общественному питанию. В сфере строительства занято 1,44 тысячи малых предприятий, или 9 процентов от общего количества малых предприятий. Количество малых предприятий обрабатывающих отраслей составило 1,3 тысячи или 8 процентов от их общего количества. Аналогичную долю (8 процентов) составляют предприятия транспорта. Остальные - 27 процентов малых предприятий города, занимаются деятельностью в сфере транспорта, бытового обслуживания, здравоохранения и других. Доля работающих в малом бизнесе составляет 29,4 процентов от общей численности занятых на предприятиях и организациях города.


Диаграмма

Структура субъектов малого предпринимательства
по видам экономической деятельности в городе Владивостоке (в процентах)



Основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в городе, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: отсутствием стабильной нормативной правовой базы, нехватка собственных оборотных средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам, административный барьер и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний, сложность в подборе необходимых кадров.

Для стабилизации положения и дальнейшего развития малого предпринимательства на территории города, прежде всего, необходимо продолжить совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства. Так, в инспекциях Федеральной налоговой службы отсутствуют четкие критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства. В связи с этим сохраняется проблема ухода от налогообложения как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим одной из проблем является отсутствие достоверной информации о состоянии малого бизнеса города Владивостока: значительные расхождения в отчетностях налоговой и статистической служб о динамике развития малого бизнеса не позволяют оценить реальный потенциал малого бизнеса на территории города Владивостока. Сбор статистической отчетности, связанной с деятельностью малых предприятий, осуществляется в режиме выборочных квартальных обследований, а по индивидуальным предпринимателям - практически не ведется. Отсутствие достоверных статистических показателей субъектов малого предпринимательства как в части результатов хозяйственной деятельности, так и по состоянию расчетов с бюджетом негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.

Не решена проблема ведения единого реестра субъектов малого предпринимательства. На территории Приморского края регистрация и получение статуса субъекта малого предпринимательства осуществляется администрацией Приморского края. Однако реестр субъектов малого предпринимательства, в том числе и по городу Владивостоку, ведется бессистемно.

Особенностью положения субъектов малого предпринимательства в городе Владивостоке является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания малым предприятиям государственными и контролирующими органами услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов. Вопрос о создании межведомственной комиссии по устранению административных барьеров администрацией города решался совместно с предпринимателями - представителями крупнейших общественных объединений, отстаивающих интересы предпринимательства  - некоммерческого партнерства "Лига торговых предпринимателей", некоммерческого партнерства "Ремесленная палата Приморского края", Приморской торгово-промышленной палаты и других. Комиссия создана постановлением главы администрации города Владивостока от 10.08.2005 №915 "О создании межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства на территории города Владивостока" на основании предложений и замечаний представителей бизнеса. В целях развития и поддержки предпринимательства, в рамках работы по преодолению административных барьеров при оформлении документов предпринимателями, ускорения и упорядочения процедуры решения комплекса вопросов в отношении муниципального имущества, земельного регулирования и осуществления градостроительной деятельности, администрацией города Владивостока разработана и внедрена система и структура "Одно окно".

Помимо административных барьеров развитие малого предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам - один из таких барьеров. По статистической отчетности в городе Владивостоке в январе-марте 2006 года в экономику города Владивостока поступило 1,3 млрд рублей инвестиций в основной капитал. При этом финансовые инвестиции (ценные бумаги) организаций по крупным и средним предприятиям превысили инвестиции в основной капитал в 2,8 раза и составили 3,7 млрд рублей. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования сложилась следующим образом: основная доля инвестиций приходится на собственные средства предприятий -70 процентов, на привлеченные средства - 30 процентов. Доля кредитов банка в привлеченных средствах в целом по городу составляет всего 11 процентов.

Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства: высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

Одной из проблем является также доступ к недвижимому имуществу. В связи с тем, что до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитета, ситуация с обеспечением малого бизнеса недвижимым имуществом может ухудшиться. Учитывая это, ряд мероприятий Программы направлен на то, чтобы процесс приватизации муниципального имущества был прозрачен и доступен для предпринимателей.

В условиях рыночной экономики значительно обострились проблемы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательства. Задача администрации города Владивостока состоит не в том, чтобы создать максимальное количество налогоплательщиков, а в преодолении негативных тенденций. Дело в том, что малый бизнес сузил свою образовательную деятельность, зациклился на поддержке уже существующих малых предприятий, будучи мотивирован получением разного рода преференций. Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений. Возникает противоречие: бизнесу нужны специалисты-практики, а из вузов выходят специалисты-теоретики с небольшим практическим опытом. Обучение бизнесу должно вестись со старших классов средней школы. Сегодня в школах обучают основам экономики, но не дают основ предпринимательства.

Таким образом, одной из задач администрации города Владивостока на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно поддерживая молодежное предпринимательство, администрация города Владивостока может решить серьезную проблему для Дальневосточного региона - отток особенно молодежи в западные регионы России. Учитывая важность этой проблемы, отдельно определены основные мероприятия по развитию и поддержке молодежного предпринимательства, с выделением на их реализацию бюджетных средств (приложение 2).

К одной из проблем можно отнести также поднятие престижа предпринимательской деятельности. Согласно мероприятиям Программы муниципалитет станет более активно влиять на формирование благоприятного отношения в обществе к предпринимателю.

 

2. Основные цели и задачи Программы

 

Целью Программы является обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Владивостоке.

Задачи Программы заключаются в реализации политики администрации города Владивостока, направленной на обеспечение дальнейшего стабильного развития малого предпринимательства, повышение социально - экономической эффективности его деятельности. Конкретным итогом поставленных задач должно стать: увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого предпринимательства на 9-10 процентов (3200-3500 единиц); увеличение занятых в малом предпринимательстве на 3,2 -3,5 процентов ежегодно (прирост на 5,5-6 тысяч человек к среднесписочной численности работающих), повышение доли малых предприятий в валовом объеме выпущенных товаров и услуг по городу до 20 процентов.

Для решения поставленных Программой задач с учетом сложившейся динамики экономического развития города и намеченных положительных тенденций сформированы мероприятия Программы.

Программа представляет собой комплексный план действий согласно перечню основных мероприятий реализации Программы, приведенных в приложении 1 по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды на основе скоординированных действий администрации города Владивостока и общественных структур поддержки малого предпринимательства города Владивостока.

3. Перечень основных мероприятий

Программы кключает в себя работу по шести направлениям:

Совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства.

Направление включает мероприятия по совершенствованию и развитию правового обеспечения малого предпринимательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, с учетом интересов субъектов малого предпринимательства. Основу этой работы составит устранение на муниципальном уровне факторов, препятствующих развитию малого бизнеса, оказывающих негативное влияние на процесс организации, оформления и ведения предпринимательской деятельности, разработка предложений по поддержке малого предпринимательства с вынесением их на рассмотрение на федеральный и краевой уровни, повышение уровня правовой культуры предпринимателей, доведение до предпринимателей правовой и управленческой информации.

Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства предусматривает мероприятия в рамках полномочий муниципалитета по минимизации административно-разрешительной и контролирующей практики, устранению бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий.

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого предпринимательства предполагает рассмотрение вопроса разработки схем кредитования субъектов малого предпринимательства, целевой поддержки инвестиционных проектов.

оказание информационной и методической помощи предпринимателям содержит мероприятия по дальнейшему развитию информационного обеспечения предпринимательской деятельности, содействие внедрению современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Интернет. Популяризация передового опыта и передовых технологий ведения бизнеса; содействие в самоорганизации предпринимательства по отраслевому принципу. Создание баз данных и формирование банков знаний по предпринимательской деятельности. Развитие ресурсов информационного обеспечения малого предпринимательства города Владивостока.

расширение деловых возможностей и поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства в городе Владивостоке содержит мероприятия по продвижению продукции малых предприятий Владивостока на межрегиональные рынки; поддержке выставочно-ярмарочной деятельности, содействию в расширении производственно-технологической кооперации между крупными и малыми предприятиями; по оказанию поддержки развитию молодежного предпринимательства.

административно-организационная поддержка малого предпринимательства содержит мероприятия по формированию благоприятного отношения в обществе к предпринимателю, по организации и проведению круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства.

 

4. Сроки и этапы реализации Программы

 

Срок реализации Программы рассчитан на среднесрочный период - на 2007-2009 годы - с реализацией ежегодных мероприятий согласно приложениям 1, 2.

 

5.Финансовое обеспечение Программы

 

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города и привлеченных средств коммерческих структур, объединений предпринимателей, участвующих в ее осуществлении согласно приложениям №1, №2.

Выделение средств на реализацию Программы на каждый финансовый год (в течение 2007-2009годов) рассматривается перед принятием бюджета города Владивостока на соответствующий период, исходя из сложившейся экономической ситуации.

 

6. Механизм реализации Программы

 

Координатором Программы является Координационный совет, который создается для управления Программой. Управление Программой предусматривает совокупность скоординированных действий, призванных обеспечить реализацию Программы, контроль и анализ ее выполнения, корректировку Программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации Программы. Координационный совет формируется из представителей структурных подразделений администрации города, представителей малого бизнеса: ассоциаций предпринимателей и различных коммерческих структур.

Механизм реализации Программы основан на координации деятельности структурных подразделений администрации города и соисполнителей Программы, задействованных в ее исполнении согласно приложениям 1, 2 соответственно. Реализация мероприятий Программы осуществляется исполнителями Программы в соответствии с приложениями 1, 2 соответственно.

 

7. Оценка эффективности реализации Программы

 

Реализация мероприятий Программы позволит:

увеличить количество субъектов малого предпринимательства на 3,3 - 3,5 тыс. единиц ежегодно;

увеличить численность работников, занятых на постоянной основе в МП на 5,8 - 6 тысяч человек в год;

увеличить вклад МП в валовом объеме продукции (работ, услуг), произведенном в городе до 20 процентов

оптимизировать отраслевую структуру малого предпринимательства, увеличить количество субъектов малого предпринимательства, занятых в сфере производства (до 12 процентов);

увеличить капитализацию субъектов малого предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города Владивостока;

обеспечить товарный рынок города Владивостока конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;

обеспечить благоприятный климат для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города Владивостока.

 

8. Контроль за ходом реализации Программы

 

Текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Координационный совет.

Координационный совет ежеквартально (15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) информирует главу администрации города Владивостока и размещает на сайте администрации города Владивостока информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.

 

9. Вступление в силу настоящего муниципального правового акта

 

Настоящий муниципальный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.

 



Глава города В.В.Николаев


г. Владивосток
13 февраля 2006 года
№74-МПА


Утратил силу