Игорь Пушкарев: "Владивосток находится в АТР, но это европейский город"

И эту особенность мы выносим во главу концепции его развития

"Дальневосточный капитал", № 6, 2010 г

Владивосток за свою 150-летнюю историю пережил немало ярких, знаменательных и драматических событий. Но сквозь эти полтора столетия он сумел пронести особый дух морского города, форпоста, главной российской гавани на Тихоокеанском побережье России, и в то же время города, открытого новым партнерам и переменам.

И хотя рыночные реформы 90-х годов прошлого столетия были чувствительными для краевого центра, породили почти болезненный скепсис многих его жителей ко всему, что делает сегодня в приморской столице власть, город все равно растет и хорошеет. Возможно, не так быстро, как его ближайший северный сосед Хабаровск, и как хотелось бы владивостокцам. Но не замечать перемен сегодня просто не возможно.

Об этих переменах и устремлениях города в завтра, о том, что дает ему побратимство с зарубежными городами и какие достопримечательности непременно надо показать гостям города, "ДК" беседовал с мэром Владивостока Игорем ПУШКАРЕВЫМ.

За пеленой скепсиса

- Игорь Сергеевич, каждый город - это конкретные места, конкретные события, особый дух... Из каких образов и нюансов складывается ваш Владивосток?

- Для меня красивее города в нашей стране просто нет. Море, сопки, сбегающие по ним к прибрежной полосе улицы, громоздящиеся у причалов краны и океанские корабли делают его ни с чем не сравнимым. Что же касается событий, то именно сейчас на территории Владивостока реализуются такие масштабные проекты, которые никогда за всю его 150-летнюю историю в столь короткий срок не осуществлялись. Конечно же я имею в виду строительство новых дорог, мостов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, городка Дальневосточного федерального университета, нового жилого микрорайона "Снеговая Падь" на 60 тыс. человек и другие объекты, которые будут введены в строй к саммиту АТЭС в 2012 году и будут служить горожанам многие десятилетия.

Иной раз, признаюсь, горожане меня удивляют, задавая один и тот же вопрос в самых разных и даже весьма подготовленных аудиториях: "Неужели эти объекты все-таки достроят?". Опоры моста уже вышли к улице Светланской, а над ней высятся пролетные строения, по которым скоро начнут укладывать дорожное полотно. И, кажется, каждому должно быть понятно, что маховик стройки набрал обороты и назад пути нет... Но вновь и вновь, услышав подобный вопрос, понимаешь, насколько прочна пелена негатива, через которую многие воспринимают Владивосток. К сожалению, более полутора десятка лет на всю страну отсюда шли новости, как из горячей точки: то голодают матросы на острове Русском (это начало 90-х), то мы без воды, то без света... Хотя уже давно все по-другому, общественное мнение меняется очень медленно. И наша задача - переломить ситуацию.

Придумывать для этого ничего не надо. В городе действительно развернулось грандиозное строительство. Мы переживаем новый этап его истории и решаем задачи, поставленные руководством страны. Сегодня Владивосток развивается как окно России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Да, он исторически закладывался как форпост страны на Востоке, но сегодня это не просто военный порт (Владивосток был и остается главной базой Тихоокеанского флота России), это крупный административный, образовательный, финансовый, культурный центр. Это центр притяжения для многочисленных зарубежных организаций и компаний, наконец, формирующийся Центр международного сотрудничества в АТР.

Надо признать, последние два десятка лет город в значительной степени развивался хаотично. Этого больше не будет - принят новый генплан Владивостока, в соответствии с ним создается мощная инфраструктура, он диктует географию строительства новых микрорайонов, является гарантом сохранения исторического лица города.

- Какие задачи в связи с развернувшимся строительством приходится решать мэрии?

- Более 90% мероприятий по подготовке к саммиту АТЭС-2012 реализуется на территории города Владивостока, что требует оперативной работы по согласованию проектов, переселению, выносу коммуникаций и т.д. Все это приходится организовывать и сопровождать, чтобы объекты были построены в срок. Работы очень много - за последние два года она выросла в разы. В то время как численность муниципальных служащих уменьшилась почти на 400 человек.

Идет пошаговая работа по преобразованию города. Это касается освещения улиц, установки светофоров, ремонта фасадов зданий, решения одной из застарелых проблем города с парковками. Так, первые многоуровневые парковки появятся во Владивостоке уже в конце года. Почти миллиард рублей мы привлекли в этом году на ремонт многоквартирных домов, в 2008-м начинали эту работу со 160 млн.

Развернувшееся строительство увеличило транспортную нагрузку на дороги города: до 500 большегрузных автомобилей ежедневно работает на стройках саммита. Дорожно-уличная сеть к таким объемам и нагрузкам, конечно, не приспособлена, это создает определенное неудобство горожанам. Но город не остановился. Мы понимаем, что после завершения строительства получим комплексное решение транспортной проблемы, и всячески его поддерживаем в части компетенции муниципалитета.

С учетом бизнес-опыта

- Игорь Сергеевич, ваш бизнес-опыт помогает в этой работе, вы когда-нибудь смотрите на город как на бизнес-единицу?

- У нас есть муниципальные предприятия, которые должны функционировать эффективно и прибыльно, решая жизненно важные для города задачи. И, конечно, для управления городским хозяйством нужен и бизнес-опыт, и политический опыт, и просто житейский, потому что это многоплановая работа. Это организация нормальной жизнедеятельности порядка 800 тыс. человек, которые ежедневно находятся в городе. Прописано 605 тысяч, кроме того, 100 тыс. студентов и около 100 тыс. приезжих, которые зарегистрированы в других местах, но здесь работают, учатся, постоянно находятся, - такова оценка экспертов.

Муниципальные предприятия в последнее время демонстрируют положительную динамику. Например, Владивостокское предприятие электрических сетей наращивает объемы, увеличивает зарплату работникам, городской водоканал в этом году полностью рассчитался с долгами, приобретает новую технику. Городские теплосети нормально завершили отопительный сезон, сэкономив за счет новых технологий и систем учета 14% топлива, хотя зима была дольше и суровее, чем предыдущая. Тот же МУП "Дороги Владивостока" оказался конкурентоспособнее некоторых частных компаний, которые раньше занимались уборкой города.

Помните, в песне Высоцкого "Было время, и цены снижались...". Так вот, они и у нас снижались, на продукты первой необходимости. А на хлеб уже два с лишним года не повышались. И мы ни копейки бюджетных денег на это не потратили, просто создали на этом рынке конкурентную среду. Если раньше был один производитель - "Владхлеб" и никого сюда не пускали, то сейчас все могут продавать свою продукцию: и смоляниновский завод, и уссурийские, и спасские производители, и малые пекарни. Любой фирме, чтобы получить право продавать свою продукцию, надо только заплатить 200 рублей за машино-место на рынке. И это лишь один пример решения проблемы с учетом законов рынка. В целом же мы активно поддерживаем малый бизнес, выигрываем специальные гранты. Только в прошлом году дополнительно направили предпринимателям 10 млн руб., полученных в виде грантов.

- Вы считаете, малый бизнес нуждается в административной поддержке? Или для него главное - не мешать.

- Конечно, важнее - не мешать, но если еще и поддерживать, то совсем хорошо. Одним из показателей нормального взаимоотношения власти и бизнеса является участие в исполнении государственного муниципального заказа. Его объем за последние годы увеличивался в среднем на 40%, а вот число участников выросло в разы. В 2008 году в муниципальном заказе участвовало 416 предприятий, в 2009-м - 2300. Если раньше при проведении конкурса было в среднем два-три участника и максимальное количество - шесть, то на последних аукционах доходило до 42 претендентов. Все это позволяет существенно экономить на муниципальном заказе, а также свидетельствует о доступности информации. Любой предприниматель может предложить муниципалитету свои услуги. И в этом смысле, я считаю, мы создаем для бизнеса хорошие условия.

- То есть, если бы в ДФО проводился конкурс "Города, удобные для бизнеса", у Владивостока был бы шанс в нем победить?

- Во всяком случае, согласно независимым исследованиям, Владивосток входит в первую десятку лучших городов России для ведения бизнеса. Я думаю, что у нас очень демократичные условия ведения бизнеса. В частности, у нас большая часть автобусных пассажирских перевозок - это бизнес. В строительной отрасли работает порядка 800 компаний, которые являются генеральными застройщиками, а в других дальневосточных городах - единицы. Наверное, все это говорит о том, где условия для бизнеса лучше.

Города-братья

- В 1991 году, когда Владивосток стал открытым городом, он пережил период братания со многими зарубежными городами. Недавно, после некоторого затишья, у Владивостока появились новые города-побратимы. Не кажется ли вам, что в этом движении есть некая формальность?

- Ну, можно формально быть мужем и женой, а можно - по-настоящему. А если серьезно, то наполнение отношений зависит от двух сторон. К примеру, не так давно мы подписали соглашение с эквадорским городом Манта - эквадорские розы и кофе уже появились в наших магазинах. Если наша кондитерская фабрика будет напрямую покупать там какао-бобы на 30-40% дешевле, думаю, для города это тоже неплохо. Ведутся переговоры с нашими компаниями об отправке туда продукции.

И такие отношения со всеми городами-побратимами дают возможность для развития туризма, бизнеса, образования. А важность, которую придает руководство нашей страны развитию побратимских отношений, подчеркивает тот факт, что Владивосток - первый город в России, который договор о побратимских отношениях подписал в Кремле в присутствии глав государств. Если мы развиваем Владивосток как окно в Азиатско-Тихоокеанский регион, мы должны стать городом понятным и близким для жителей его стран. И эту задачу можно решить, в том числе развивая побратимские отношения.

ДОСЬЕ: Города-побратимы Владивостока: Ниигата (Япония, 1991 г.), Сан-Диего (США, 1991), Далянь (КНР, 1992), Пусан (Республика Корея, 1992), Джуно (США, 1992), Такома (США, 1992), Акита (Япония, 1992), Хакодатэ (Япония, 1992), Вонсан (КНДР, 2009), Манта (Эквадор, 2009), Кота-Кинабалу (Малайзия, 2010), Владикавказ (Россия, Республика Северная Осетия-Алания, 2009).

Аквамарин в Золотом кольце

- Сегодня идет формирование символического Восточного кольца России, Владивосток достоин войти в этот проект? И что интересного он может предложить туристам?

- Безусловно, достоин. Многих наших гостей привлекают, конечно, море, пляжные зоны, острова. Сегодня мы все это приводим в порядок. Есть на что посмотреть и в самом городе, это и прекрасные памятники архитектуры, сохранившиеся с конца XIX - начала XX века, выдающийся памятник фортификации - Владивостокская крепость, краеведческий и другие музеи. И, конечно, строящиеся новые объекты, уникальные не только в масштабах Владивостока, России, но и в мире.

Кроме того, ни один из дальневосточных городов не располагает такой развитой гостиничной сетью (хотя мест в гостиницах и у нас все еще не хватает) и сетью ресторанов и кафе. Многие из них - со своей изюминкой, национальной кухней. Это особенность портового города. Те, кому по работе доводилось ходить в море и бывать за рубежом, всегда привносили сюда элементы мирового опыта. В общем, если уж что-то смотреть на Дальнем Востоке, то это прежде всего Владивосток.

- Многие сравнивают его с Сан-Франциско...

- Мне там бывать не приходилось, но то, что это сравнение в свое время пошло Владивостоку на пользу, факт бесспорный. Я имею в виду исторический момент, когда Никита Сергеевич ХРУЩЕВ в 1959 году, возвращаясь из Америки, побывал во Владивостоке. Тогда благодаря идее строительства здесь второго Сан-Франциско были приняты очень важные для города решения. Например, проект "Большой Владивосток", давший городу мощный импульс развития на несколько десятилетий вперед. Численность населения за эти годы увеличилась почти в три раза.

Оглядываясь назад, видишь, что это было правильное решение. Впрочем, как и другое решение - царского правительства о развитии Владивостока как главной гавани флота. Очень бурный его рост пришелся на 1905-1917 годы. В этот период построены самые красивые здания центра Владивостока, которые и сегодня составляют его историческое ядро. Во многом благодаря тому, что город был своеобразной "налоговой гаванью", где действовал режим порто-франко.

Вообще, если заглянуть в историю города начала прошлого века, то в ней есть страницы, касающиеся именно международных отношений - с Китаем, Кореей, Японией, Вьетнамом. Именно Владивосток был одним из центров освободительного движения корейского народа. Любопытно, что именно здесь снимался первый корейский фильм... И хотя Владивосток - город сравнительно молодой, он сыграл свою роль в развитии международных отношений с ближайшими соседями. Это тоже интересно, в том числе туристам из Кореи, Японии, других стран АТР.

И вообще, он один из немногих европейских городов, в часе полета от которого проживает более 400 миллионов жителей Азии. В этом уникальность Владивостока, и именно это привлекает сюда туристов из Юго-Восточной Азии. Да, Владивосток находится в АТР, но это европейский город. И эту его особенность мы выносим во главу нашей концепции развития города. Задача, которую ставит нам правительство, с учетом инвестиций в инфраструктуру, сделать город миллионником, а потом довести численность населения до полутора миллионов человек. И сейчас закладывается инфраструктура такого города.

По городу с мэром

- Игорь Сергеевич, не могли бы Вы провести небольшую экскурсию по городу для читателей "ДК"?

- Прежде всего, давайте зайдем в железнодорожный вокзал, здание само по себе уникально. Там, в зале ожидания, сохранилась еще царская плитка. Интересно, что при реставрации поставщиком ее была та же фирма, которая больше 100 лет назад участвовала в строительстве вокзала. И, конечно, спустимся к тому месту, где начинается Транссиб, - к стеле с отметкой 9288 км и старинному паровозу. Гости обязательно должны понять, что они в начале России, в начале Евразии. Они должны это ощутить!

После этого стоит побывать на морском вокзале, на видовой площадке и, если повезет, увидеть парусники, которые стоят в бухте. (Владивосток единственный порт в мире, к которому приписаны два парусника класса toll ship (высота мачт более 50 м) - "Паллада" и "Надежда"). Посмотреть на военные корабли, на подводную лодку. Кстати, уникальность бухты Золотой Рог в том, что ее глубины позволяют гигантским океанским туристическим лайнерам швартоваться в самом центре города!

Затем можно подняться на другие видовые площадки - на проспекте Красоты либо на фуникулере. Обязательно прокатиться в вагончике фуникулера - в России всего два города, где есть фуникулер, в мире их тоже немного.

Непременно нужно увидеть современные мосты, которые строятся сейчас в городе. Прогуляться по набережным - Корабельной или Спортивной. А если есть возможность, совершить морскую прогулку, например, к острову Русский, чтобы ощутить масштаб строительства Дальневосточного федерального университета. Вот такая программа-минимум.

Если же времени побольше, то стоит побывать на Ворошиловской батарее на острове Русском, посмотреть мощь российского оружия, полюбоваться ночным городом, съездить на бухту Шамора. Надеюсь, после такого знакомства каждый проникнется к нашему городу симпатией, ощутит дыхание моря и наполненный пульс Владивостока.

Пользуясь случаем, хочу поздравить моих земляков и всех гостей приморской столицы со 150-летием Владивостока!

Мы живем в неповторимом городе, но, чтобы в этом ни у кого никогда не возникало сомнений, нам с вами предстоит очень много поработать, и тогда он станет действительно европейским: чистым, ухоженным, комфортным для проживания. Мы живем в особенное время, когда формируются новые символы Владивостока, новый морской фасад, закладывается мощнейший фундамент для его будущего развития.

Ирина БАРАННИК.