Игорь Пушкарев "Мы только начинаем работать"

20.05.2009 Еженедельник "Аргументы и факты"

НА ЭТОЙ неделе исполняется ровно год с того момента, как кресло мэра Владивостока занял молодой, энергичный сенатор и производственник Игорь Пушкарёв. Что удалось сделать за это время, что еще предстоит? О перспективах столицы Приморья, накануне годовщины мы поговорили с главой города Владивостока.

- Прошел уже год, с того момента, как вы вступили в должность. Что из задуманного за этот период удалось воплотить в жизнь?

- Самое главное, что начало происходить за этот год, это реализация проектов в рамках подготовки города к проведению саммита АТЭС. Напоминаю, что еще год назад в мае стройками и не пахло. Не было техники ни на мосту через бухту Золотой Рог, ни - через Босфор Восточный, ни в районе будущего федерального университета. Только в проекте было строительство очистных сооружений. Возведение объектов в рамках подготовки к АТЭС - это очень важно для города! Ведь средства на эти цели выделяются колоссальные. Пускай, это федеральные деньги, пускай мосты и университет строятся в рамках подготовки к саммиту АТЭС, но ведь это все - Владивосток. И стоит отметить, что никогда еще в нашем городе не было подобных проектов. Такого объема государственных средств город еще ни разу не получал. Мы смогли наработать "кредит доверия" федерального и краевого центра, сегодня в город не боятся вкладывать деньги, потому что понимают, как и на что они будут потрачены. Я считаю, что это самое главное. А ведь еще год назад в эти преобразования никто не верил. Сейчас еще не все верят, что мосты будут, что появятся новые современные автомобильные развязки, будет приведен в порядок центр города. Но это будет сделано.

АТЭС для горожан

- ИГОРЬ Сергеевич, форум форумом, но ведь и о жизни простых горожан не стоит забывать. Получилось ли сдержать предвыборные обещания?

- Сразу отмечу, что все объекты саммита, которые будут построены во Владивостоке, никуда не исчезнут после его проведения. Взять те же мосты. Средства на их содержание будут перечисляться из федерального бюджета, но осваивать-то их придется местным жителям. Ведь обслуживанием будут заниматься приморские организации. А федеральный университет?! Преподавательский состав, обслуживающий персонал!? Это все рабочие места, которые займут именно жители Владивостока. Кроме этого, уже началось строительство очистных сооружений, разработка Пушкинской депрессии, которая обеспечит город дополнительными запасами воды. Сегодня ведутся активные работы на месте будущего жилого микрорайона "Снеговая падь". Год назад там не было ни одного корпуса зданий. Сейчас их уже 6. К концу года туда смогут въехать 3,5 тысячи семей. Раньше мы практически не участвовали в федеральных программах по ветхому и аварийному жилью, по ремонту жилого фонда. Сегодня город уже получил средства и по той, и по другой программам. В этом году, впервые за 10 лет, жители ветхих домов смогут получить новые квартиры. Более 10 лет во Владивостоке не велось капитальное строительство автодорог. За год нашей администрации удалось заново, с использованием новейших технологий, отстроить дороги на улицах Выселковая и Тухачевского. В этом году разрабатываем проекты строительства современных бетонных дорог с заменой всех коммуникаций. Весной был введен в эксплуатацию аллерго-респираторный центр на улице Спортивная. Поликлиникам города переданы 15 автомобилей и 5 новых реанимобилий. Сегодня на финишной прямой ремонт детского сада N185 на 250 мест. Плюс, на 350 увеличено количество мест в имеющихся детских садах, что сопоставимо с введением в строй двух детсадов. Хотя, конечно, этого мало, и я понимаю, что потребность в детсадах у нас колоссальная. Денег в бюджете на их возведение нет, поэтому пока занимаемся возвратом помещений, отданных ранее в аренду сторонним организациям, доводим до ума недострой, организуем систему домашних детсадов. Надеюсь, что и строить новые детские сады начнем в ближайшем будущем.

- Микрорайон "Снеговая падь" строится на государственные средства. А насколько Владивосток стал привлекателен для частных инвесторов?

- Парадокс, но, несмотря на кризис, у нас появились иностранные инвесторы, которые готовы вкладывать миллиарды долларов. К примеру, сегодня уже началось строительство жилого комплекса "Аквамарин". Ожила "яма" возле дома строительных организаций. При этом мы не разрешили строительство ни одного здания в центре города, пока оно не прошло согласование на уровне вновь созданного Градостроительного совета. Сегодня Градостроительный совет не утвердит проект, скажем жилого комплекса, если рядом не предусмотрено строительство детского садика, школы и парковки. Кроме того, работа Градсовета направлена на то, чтобы защитить город от появления "зданий-монстров", уродующих архитектурный облик города.

Еще во время предвыборной кампании остро стоял вопрос цены на хлеб. Сегодня, мы добились того, что цены на хлеб не только не растут, а даже снизились на отдельные сорта хлеба. Сегодня в рамках программы "Город для людей" любой горожанин может купить наиболее востребованные продукты по социальным ценам.

Проблема в головах

- С ПЕРВОГО дня вы начали активно наводить порядок в городском хозяйстве. Много еще нерешенных проблем?

- Их немало. Причем большей частью их решение зависит от двух факторов - наличия денег и… ментальности чиновников. Самыми сложными были первые шаги. Очень сложно поменять менталитет людей, инертность мышления. Нам до сих пор приходится искоренять идеологию типа: "устройся в администрацию и ни за что не отвечай". При этом закон о муниципальной службе на стороне этих чиновников. Даже если человек с очевидностью не выполняет свои профессиональные обязанности, уволить его крайне проблематично. Таким людям сложно доказать, что они служить сюда приходят, а не зарабатывать. А ведь это большая честь и возможность сделать для своего города что-то хорошее, чтобы потом твои дети сказали: "Я горжусь тем, что город стал лучше благодаря моим родителям!" Мне повезло, что я пришел со командой единомышленников, которые сами работают на пределе возможного и требуют того же от своих подчиненных. Люди начали понимать, что рано или поздно придется либо начинать работать, либо - увольняться.

А что касается городского хозяйства, то и в этом направлении наблюдается положительная динамика. Если вы обратили внимание, зима в этом году была пройдена без особых проблем. Конечно, не было сильных снегопадов. Но ведь и самый небольшой снег, если его не убирать, может остановить город. Конечно, мы недовольны тем количеством техники, которое сегодня есть в городе. По нормативам ее должно быть не 170 единиц, а 570. Тогда, если вечером пошел снег, к утру он будет убран. Но требуется время и деньги, для того, чтобы эту технику закупить. Мы последовательно в этом направлении идем. Взять спуск с Проспекта красоты. Раньше эта дорога закрывалась в октябре, а открывалась в апреле. В этом году этот участок был закрыт максимум 14 часов.

Хотя поводов для критики у меня как у главы города было предостаточно, взять хотя бы состояние тротуаров зимой, уборка улиц и придомовых территорий. Так что систему контроля и персональной ответственности будем ужесточать.

У Владивостока блестящее будущее!

- СТАТИСТИКА показывает, что население Владивостока год от года сокращается. Как вы думаете, помогут ли сегодняшние изменения остановить миграцию?

- На самом деле мы рассчитывали, что уже в этом году отток населения прекратится, а со следующего - число жителей начнет расти. Конечно, если не вмешается кризис. Последние 15 лет население Владивостока уменьшалось до 5 тыс. человек в год. А в 2008 году из города уехали всего 166 человек. Это означает, что люди поверили в будущие преобразования, перестали искать, где лучше. Лучше здесь! Более того, я считаю, что за Уралом нет места лучше, чем юг Приморского края - уверен на 100 процентов! И мы постараемся сделать так, чтобы жителям Владивостока жилось еще комфортнее. Уже сегодня выросли поступления в городской бюджет за счет налогов. Сейчас идет обсуждение краевой программы об увеличении финансирования проектов во Владивостоке. Готовится программа, стоимостью 500 миллионов рублей, по строительству малобюджетного жилья. У нас хорошие отношения с краем, с федеральным центром. Это означает, что у нас появится больше инвестиционных программ, больше рабочих мест, больше возможностей зарабатывать.

- Что, по вашему мнению, должно стать основой развития Владивостока в будущем?

- Во всем мире уже не военные заводы становятся градообразующими предприятиями, а образовательные или научные центры. Кроме того, мы делаем ставку на развитие города, как туристического центра.

Конечно, мы живем сегодня, и хочется проснуться, и поехать по хрустальному мосту "прям до городу Парижу". Но необходимо понимать, что за один день нельзя выполнить весь запланированный объем работ. А ведь строятся не простые сооружения. Один мост самый большой и длинный в России (через Золотой Рог - ред.), другой - номер один в мире по высоте и длине пролета. Это само по себе привлечет туристов. Уже сегодня иностранные делегации просят отвезти их к месту строительства. Представляете, что начнется, когда это все будет построено? Мы с вами живем в великую эпоху! Что сегодня является символом Владивостока? Ростральная колонна на въезде, памятник борцам за власть Советов на центральной площади. Через 4 года символы совершенно сменятся. Это будут мосты, развязки, университет, обновленные набережные. Подобного за Уралом нет. Можно сделать вывод, что в городе созданы все условия для привлечения денег. Другое дело, что когда это все появится, никто в этом сомневаться не будет. А сейчас мы лишь начинаем работать.

Записал Ренат ЗАЙНУТДИНОВ.