КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
на территории г.Владивостока


Администрация г.Владивостока (управление торговли, услуг и защиты прав потребителей) совместно с преподавателями Тихоокеанского государственного экономического университета разработали концепцию развития торговли и общественного питания на территории города. Данная концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органа местного самоуправления в сфере развития торговли и общественного питания на территории г. Владивостока

Концепция развития торговли и общественного питания на территории г.Владивостока включает следующие составные части: цель и принципы разработки концепции, решаемые задачи, анализ современного состояния и перечень узловых проблем сдерживающих развитие торговли и общественного питания, субординированную систему мероприятий, этапы и механизм реализации концепции (рис.1.)

Рис.1. Схема структурных элементов концепции развития торговли и общественного питания
Рис.1. Схема структурных элементов концепции развития торговли и общественного питания

Основной целью концепции является разработка и обоснование субординированной системы мероприятий, обеспечивающей сбалансированное развитие всех звеньев сферы торговли и общественного питания на территории г.Владивостока, нацеленной на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары, услуги торговли и общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности, при гарантированном качестве и безопасности.


В качестве задач развития сферы торговли и общественного питания на территории г.Владивостока можно выделить следующие:


Концепция развития торговли и общественного питания на территории г.Владивостока базируется на следующей группе принципов:

  1. Концепция содержит основные направления и стратегии развития торговли и общественного питания на краткосрочную и долгосрочную перспективу, которые детализируются и конкретизируются в соответствующих программах развития.
  2. При формировании концепции используется методология системного подхода. Содержательный смысл этого подхода заключается в том, что анализ и прогнозирование развития торговли и общественного питания должно производиться при следующих предпосылках:
  3. При разработке концепции использовались принципы динамического и комплексного подхода, которые предполагают рассмотрение системы торговли и общественного питания в постоянном развитии, с учетом меняющейся экономической ситуации, структурных и технологических сдвигов. Для глубокого анализа рассматриваемого процесса был выделен ранний период, в котором были заложены основы формирования материально-технической базы торговли и общественного питания.
    Использование принципов комплексного подхода позволило провести анализ всей целостной системы структуры торговли и общественного питания, количественных и качественных показателей развития, разработать системные а не точечные воздействия на данную структуру.
  4. Разработка программы развития торговли и общественного питания на территории г.Владивостока должна учитывать статус города как административного и экономического центра Приморского края, целостность экономического пространства региона, состояние, тенденции и стратегии развития экономики края.

Анализ современного состояния. В настоящее время в г.Владивосток дислоцировано 3036 оптовых предприятия, из которых 31 крупных, в том числе 4 оптовых рынка со средней площадью 975 кв.м каждый, холодильников 21ед. в среднем по 2824 кв.м, остальные - товарные склады со средней площадью 238 кв.м.

Суммарная площадь, занимаемая складами оптовой торговли, составляет 778,3 тыс. кв.м. Она в 2,3 раза превышает площадь, приходящуюся на розничную торговлю. В результате на 1000 жителей Владивостока приходится 1254 кв.м площадей оптовой торговли.

По данным статистики оборот оптовой торговли превышает розничный на 45-88%. Следовательно, от 40 до 48% товаров из оптовой торговли следуют транзитом в другие края и области Дальневосточного Федерального округа и России. Выполняя посредническую роль между производством и розничной торговлей, оптовая торговля осуществила небольшой рост поставок товаров, в 2003 г. оборот оптовой торговли составил 107% от 2001г. В составе оптового оборота наибольшими темпами растут предложения на рынке продукции производственно-технического назначения: прокат черных металлов (315%), цемент (216%), бензины автомобильные (162%), топливо дизельное (152%).

В последние годы происходит стремительное снижение поставок продуктов питания и особенно колбасных изделий (в 3,1 раза по сравнению с 2001 г.), мяса (в 1,77 раза), масла животного (в 1,79 раз).

По данным Приморского краевого управления Госторгинспекции в 2003 г. не соответствовали требованиям качества в среднем от 18 до 66% продовольственных товаров, от 24 до 78% алкогольной продукции, от 40 до 88% непродовольственных товаров. Тем самым в настоящее время оптовая торговля не справляется со своей функцией обеспечения розничной торговли качественными товарами.

По состоянию на 1 января 2004г. в г.Владивостоке насчитывается 1516 предприятий розничной торговли, в том числе 452 предприятий мелкорозничной торговой сети, 16 рынков, которые сформированы мелкими торговцами, имеющими или киоски, или лотки. Их деятельность контролируется слабо, качество обслуживания не соответствует элементарным требованиям, однако в среднем цены на этих рынках на 15 - 20% ниже, чем в стационарных магазинах. Объем продаж в мелкорозничной сети достигает по отдельным товарам 50 - 60% от общего объема продаж. Неконтролируемый рынок занимает значительную долю и обеспечивает сбыт некачественной и неучтенной государственными органами продукции.

Обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей г.Владивостока составила 460,9 кв.м., при нормативе для городской местности 230 кв. м. За 2003 год обеспеченность населения г.Владивостока торговыми площадями возросла на 18%. Оптимальная торговая площадь частных предприятий составляет в настоящее время не более 150 м2, что связано с порядком налогообложения в современных условиях.

Следует отметить, что, начиная с 1999г. наметилась стойкая тенденция ежегодного прироста сети предприятий стационарной торговли и сокращения мелкой розницы. Так, стационарная торговая сеть за один 2003г. возросла по г.Владивостоку на 62 единицы общей торговой площадью 39490,5 м2, т.е. на 16% по сравнению с 2002г., а мелкорозничная сеть в 2003 году по сравнению с 2002 годом сократилась на 151 единицу, т.е. в 2,5 раза. Увеличение торговых предприятий и соответственно рост торговых площадей обеспечили устойчивый рост товарооборота.

По состоянию на 1.01.04г основная доля в товарообороте г.Владивостока приходится на частные предприятия розничной торговли (90%). Предприятия государственной и муниципальной формы собственности, а также другие негосударственные предприятия дают около 5% оборота розничной торговли. Таким образом, розничная торговля и соответственно розничный товарооборот г.Владивостока обеспечены в основном коммерческими структурами, принадлежащими частным лицам.

На предприятиях розничной торговли г.Владивостока трудится по состоянию на 1.01.04г. 11847 чел. Таким образом, торговая отрасль обеспечивает значительную часть трудового населения города рабочими местами, что характеризует отрасль как достаточно емкий рынок занятости населения.

По состоянию на 1.01.04г. в структуре предприятий розничной торговли г.Владивостока по наиболее значимым группам товаров насчитывается 1121 (78%) предприятий, реализующих алкогольную продукцию, 128 (8%) магазинов по продаже автозапчастей, 14 (1%) магазинов одежды, 22 (1,5%) магазинов обуви, 38 (2,5%) книжных магазинов и магазинов канцтоваров, 51 (3,3%) магазинов по продаже сложно технических товаров, 5 (0,3%) магазинов для новорожденных, 28 (2%) магазинов ритуальных услуг, 7 (0,5%) свадебных салонов, 3 (0,2%) магазинов-складов, 1 (0,07%) дискаунтов.

За 2003 год значительно увеличилось количество специализированных продовольственных магазинов на 643 единицы и сократилось количество магазинов с комбинированным ассортиментом товаров на 617 единиц.

Большое значение для г.Владивостока имеет открытие в 2003г. 4 торговых центров ("Максим", "Гипермаркет В-лазер", "Восточный двор", "Первореченский рынок"). Популярность предприятий торговли данного типа объясняется их способностью привлечь в качестве покупателей максимально возможное количество населения в связи с размещением в одном месте большого числа мелких, средних и крупных торговых структур, реализующих товары широкого ассортимента, создать покупателям цивилизованные условия приобретения товаров, в том числе предоставить гарантии их качества, а продавцам - обеспечить достойные условия работы.

В сегменте рынка бытовой техники, обуви наблюдается активное развитие сетевых структур. Данная тенденция отражает положительную динамику развития розничных продаж и в дальнейшем необходимо еще более активное развитие данного направления, хотя и сохраняется опасность монополизации рынка отдельных групп товаров.

Состояние потребительского рынка можно охарактеризовать в настоящее время высоким уровнем товарной насыщенности, отсутствием строгого дефицита товаров. Вместе с тем по-прежнему острой стоит проблема качества потребительских товаров, несмотря на то, что до 85% товаров сертифицируется.

С 1998 по 2002 год в г.Владивостоке количество предприятий общественного питания увеличилось на 72%: если в 1998г. предприятий было 367, то на конец 2002г. было зарегистрировано 632 предприятия, а за 2003г. открылись 13 баров и 12 кафе. За эти годы наиболее заметен рост предприятий типа закусочная: в 1998г. доля таких предприятий была 19%, а в конце 2002г. их доля составляла 38%. Также увеличивается доля предприятий типа кафе, в 2002г. их доля была 24 %. Достаточно стабильно развиваются в городе рестораны, их количество увеличилось с 1998г. по 2002г. на 15 предприятий и достигло 63 единиц.

Следует отметить, что удачное расположение г.Владивостока способствует дальнейшему развитию индустрии общественного питания. Город часто посещают иностранные и российские делегации, бизнесмены и туристы, которые имеют средства для посещения предприятий общественного питания любого типа. Хотя доля затрат горожан на услуги общественного питания имеет явную тенденцию к снижению. В целом оборот общественного питания увеличивается, с 2000 по 2002гг. увеличился на 30,7% и составил в 2002г. 1133,7 млн. руб.

Выставочный подкомплекс инфраструктурного комплекса потребительского рынка представлен в г.Владивостоке пятью организациями, которыми ежегодно проводится около 25-30 выставок-ярмарок. На рынке выставочной деятельности г.Владивостока определяющим фактором конкурентной борьбы является наличие собственных площадей для проведения выставок.

Маркетинговый подкомплекс представлен более чем 40 фирмами и организациями, представляющих маркетинговые услуги. Рынок маркетинговых услуг в последние годы динамично развивается, средние годовые темпы прироста объема реализуемых услуг - 30-45%. Резкий рост числа предприятий, предлагающих маркетинговые услуги, привел к обострению конкуренции.

Основными проблемами в маркетинговой деятельности являются низкая квалификация персонала, высокие расценки на маркетинговые услуги в связи с низким спросом со стороны потенциальных клиентов.

Рекламный рынок г.Владивостока значительно динамичнее, чем рынки других дальневосточных территорий. Конкурентная борьба в местной рекламной среде острее, чем в Хабаровске или на Сахалине. Во Владивостоке самые большие в дальневосточном регионе обороты средств на рекламу. Во Владивостоке хорошо развиты такие виды рекламных услуг как производство и размещение наружной рекламы, рекламных телевизионных и аудиороликов, проведение акций по продвижению товаров, организация и проведение рекламных кампаний, полиграфические услуги.

В настоящее время законодательная и правовая основа деятельности торговли и общественного питания муниципального образования г.Владивосток представлена Федеральным законодательством, законодательными и правовыми актами на уровне субъекта РФ и Постановлениями непосредственно главы муниципального образования. Имеющиеся Постановления можно сгруппировать по следующим блокам:

В настоящее время на территории г. Владивостока работает три органа по сертификации, аккредитованные Госстандартом России на проведение сертификации услуг розничной торговли: ОС "Наука-сервис" ТГЭУ, ОС торгово-промышленной палаты, ОС "Приморский центр сертификации". Следует отметить, что с октября 2003 года сертификация услуг розничной торговли перестала быть обязательной, однако наиболее стабильные предприятия продолжают подтверждать соответствие своей продукции требованиям качества.


Узловые проблемы.

  1. На оптовом рынке г.Владивостока функционирует многочисленная группа посредников, из которых сформировалась многоступенчатая структура мелких предприятий, которая влияет на удорожание продукции при продвижении товара от производителя к потребителю, приводит к нерациональному товародвижению и многократному дублированию, не обеспечивает розничную торговлю необходимым набором услуг, достаточным ассортиментом и качеством товаров.
  2. Размещение розничной торговой сети осуществляется стихийно, без учета принципов и методов рационального размещения. При этом не обеспечивается территориальная доступность товаров во всех районах города на уровне, не ниже установленных градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания. Качественный состав предприятий розничной торговли г. Владивостока далек от оптимального, наблюдается сравнительно большая доля мелкорозничной и несанкционированной торговли.
  3. Система торговли и общественного питания г.Владивостока не имеет социальной ориентированности, в городе сложилась сложная ситуация с обслуживанием малообеспеченных слоев населения (пенсионеры, ветераны, инвалиды).
  4. Формирование сети предприятий общественного питания г. Владивостока происходит стихийно, без учета соответствующих правил и рекомендаций. В результате практически разрушена система горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений, потерян должный контроль за безопасностью продуктов питания на предприятиях общественного питания.
  5. Система торговли и общественного питания г.Владивостока имеет низкий уровень информационного обеспечения своей деятельности и потребителей, отсутствует мониторинг развития торговли и конъюнктуры рынка, отсутствует целостная система переподготовки и повышения квалификации работников этой сферы, система обеспечения и поддержки инновационных процессов и привлечения в эту сферу инвестиций.
  6. В развитии сферы торговли и общественного питания г.Владивостока утеряны целостность и управляемость, отсутствует и не проявляется какая-либо определенная политика в развитии этой сферы. Нормативно-правовая база торговли и общественного питания имеет бессистемный характер по целевой проблематике, периодичности принятия решений и методам реализации. Не обозначена политика муниципального образования в области стандартизации сферы торговли и общественного питания, технического регулирования, упорядочения деятельности контролирующих органов и пресечения необоснованных административных барьеров, а также создания механизмов саморегулирования в этой сфере экономики города.
  7. При очевидном замедлении темпов инфляции на потребительском рынке в последние годы, ее уровень остается еще достаточно значительным и это ярко проявляется в сфере торговли и общественного питания г.Владивостока. В их числе: высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, высокая импортная зависимость по отдельным видам товаров, недостаточная конкуренция между предприятиями при низкой насыщенности торговой сети. С учетом того, что значительная часть населения города имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума, одной из главных проблем развития торговли и общественного питания является обеспечение экономической (ценовой) доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения города.

Система мероприятий. В современных условиях, когда нарушена сбалансированность в развитии звеньев торговли и общественного питания, а также система государственного регулирования этой сферы экономики, ослаблено внимание к решению социальных проблем развития потребительского рынка, ставить во главу угла только долговременные цели и задачи нецелесообразно. В этой ситуации необходимо рассмотреть долговременные цели по этапам, каждый из которых должен быть охарактеризован своей системой задач и мероприятий, на основе конкретных условий и реальных возможностей.


Первоочередные меры. В качестве первоочередных мероприятий на ближайшие два года необходимо выделить следующие:

  1. Разработать механизм постоянного обновления и актуализации реестра предприятий торговли и общественного питания г.Владивостока. В целях защиты прав потребителей и упорядочения размещения торговой сети и предприятий общественного питания необходимо формирование и развитие такой единой базы данных с выдачей предприятиям соответствующего Свидетельства о внесении в реестр. В данный реестр необходимо также включать объекты мелкорозничной торговли (павильоны, киоски).
  2. Формирование городских стандартов в сфере торговли и общественного питания, включая правила торговли и стандарты обслуживания, классификацию отдельных типов и видов предприятий, оказывающих услуги торговли и питания.
  3. Проведение экспертной оценки существующей нормативно-правовой базы всех уровней для обеспечения стабильной работы торговли и общественного питания на территории муниципального образования. Формирование и издание методических указаний для предпринимателей по нормативно-правовой базе, в которых необходимо представить и прокомментировать существующие документы, регламентирующие эту сферу деятельности. Разработать предложения по формированию нормативно-правовой базы торговли и общественного питания на уровне муниципального образования.
  4. Разработка мероприятий по созданию благоприятных условий для увеличения емкости торговой сети и улучшения ее территориальной доступности, в том числе за счет более эффективного использования нежилого фонда города, незаселенных и незастроенных зон города, которые образовались на территории г.Владивостока в силу исторической специализации застройки.
  5. Создание крупного предприятия оптовой торговли, в виде открытого акционерного общества с контрольным пакетом акций муниципального образования. Содержательный смысл создания такого крупномасштабного предприятия заключается в аккумулировании товаров, формировании достаточного ассортимента товаров, преобразовании производственного ассортимента в торговый, внедрении прогрессивных методов и механизмов товародвижения и логистики, вытеснении с рынка многочисленных посредников.
  6. Проведение открытых конкурсов и выделение головных комбинатов школьного питания, для обеспечения горячим питанием по доступным ценам школьников г. Владивостока, поставляя полуфабрикаты и пищевые продукты в школьные столовые и пищеблоки.
  7. Разработка Концепции организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг г.Владивостока, в которой необходимо предусмотреть механизмы координации контрольной деятельности и взаимодействия органов исполнительной власти города с различными федеральными органами по предупреждению и пресечению несанкционированной мелкорозничной торговли, проведению комплексных плановых проверок. Координация деятельности всех контролирующих органов должна повысить эффективность надзора за потребительским рынком, ограничив при этом необоснованное административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.
  8. Разработка социальной политики Администрации г.Владивостока в области торговли и общественного питания, в которой целесообразно предусмотреть разработку и внедрение социальны карт горожан, для адресной поддержки льготных категорий граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, разработка организационно-практических мероприятий по внедрению в городе системы приобретения товаров и услуг со скидкой с использованием социальной карты, а также механизмов привлечения предприятий торговли и общественного питания на добровольной основе к обслуживанию социально незащищенных граждан с применением социальных карт, в том числе в рамках реализации собственных дисконтных программ.
  9. Формирование системы мониторинга развития торговли и общественного питания г.Владивостока, а также конъюнктуры соответствующих рынков с изданием периодических информационных бюллетеней.

В качестве мероприятий, нацеленных на среднесрочную и долгосрочную перспективу, можно выделить следующие:

  1. Разработка и реализация политики по обеспечению здоровой конкуренции и рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности, формированию механизмов саморегулирования потребительского рынка, включая внедрение добровольной сертификации в рамках системы сертификации ГОСТ Р, разработку сертификата соответствия предприятий торговли и общественного питания, создание различных объединений, ассоциаций, союзов для регулирования и координации на соответствующих рынках.
  2. Разработка механизмов улучшения качественного состава предприятий розничной торговли за счет роста количества крупных современных торговых центров и комплексов, формирования системы так называемых "шаговых" магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности в спальных районах города и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, разнообразия форм торгового обслуживания: от традиционных, до магазинов-заказов, магазинов-автоматов и клубных магазинов.
  3. Мероприятия по активизации интеграционных процессов в торговле и общественном питании, нацеленные на создание торговых объединений и комплексов как с производителями товаров, так и с торговыми предприятиями и финансовыми организациями.
  4. Формирование и реализация инновационной политики в сфере торговли и общественного питания, главная цель которой является стимулирование инновационной активности предприятий, как главного инструмента и формы современной рыночной конкуренции, привлечение инвестиций в данную сферу, включая сбережения населения.
  5. Реализация социальной политики Администрации г.Владивостока в области торговли и общественного питания и обеспечение их социальной ориентированности, привлечение предприятий торговли и общественного питания к обслуживанию социально незащищенных граждан по дисконтным программам и социальным картам.
  6. Разработка и реализация мероприятий по поддержке развития инфраструктуры торговли и общественного питания, включая информационное обеспечение их деятельности, рекламно-выстовочную деятельность и формирование системы переподготовки и повышения квалификации работников торговли и общественного питания, а также их аттестации.

Разработанная концепция определяет основные принципы, приоритеты, критерии и методы формирования и реализации системы мер городской политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития цивилизованной, социально ориентированной сферы торговли и общественного питания на территории г.Владивостока. Реализация концепции потребует пересмотра ключевых ориентиров, изменения отношения к торговле и общественному питанию не только предпринимателей, но и руководителей муниципального образования. Только в этом случае возможно обеспечение устойчивого развития этой сферы экономики на территории города и повышение ее социально-экономической эффективности.