Отчет
"О деятельности администрации города за период c 1999 по 2002 гг."

Прошедший четырехлетний период характеризуется яркими политическими и экономическими событиями в жизни Владивостока. Перешагнув столетний рубеж, мы вступили в новое тысячелетие, с надеждой и верой в новую жизнь - период ожидания быстрого подъема экономики и улучшения жизни.

Эти надежды в определенной степени были связаны с новой командой администрации города, которая в последних числах 1998 года приняла на себя ответственность за судьбу Владивостока, формирование его имиджа на международной арене, создание условий для развития предпринимательства, улучшение социальной среды и качества жизни его обитателей.

По целому ряду объективных и субъективных причин, присущих переходному периоду, за последние десять лет прошлого столетия сформировалась неблагоприятная среда для успешного функционирования экономики. В конечном итоге развитие негативных тенденций в социально-экономической сфере привело в 1998-1999 гг. к резкому ухудшению демографических показателей: смертность в 1998 г. по сравнению с 1988 г. возросла в 1,4 раза, родившихся сократилось в 2,1 раза, вдвое уменьшилось количество браков, естественная убыль населения была самой значительной.

Реализация программных мероприятий социально-экономического развития города осуществлялась в основном за счет средств бюджета города. Отсутствовала строительная политика, программа обустройства территории.

К началу нового века Владивосток приобрел "славу" политизированного города, что сформировало настороженное отношение к нему со стороны потенциальных инвесторов.

Все это происходило на фоне постоянного перераспределения между уровнями бюджета налоговых поступлений не в пользу города, ухудшающегося положения в промышленности и её основной составляющей - рыбной индустрии.

Для достижения кардинального улучшения социально-экономического положения города новым составом администрации в 1999 году были определены четыре основных направления деятельности:

В этих целях постановлением администрации г. Владивостока были утверждены "Ориентиры деятельности администрации г. Владивостока" и "Комплексная программа развития г. Владивостока" на период с 2000 по 2003 гг.

Основной целью администрации города на указный период стало принятие неотложных мер, обеспечивающих последовательное повышение уровня жизни населения. В качестве приоритетных направлений деятельности были выбраны меры, обеспечивающие создание развитой производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инвестиционной активности, укрепление расчетной дисциплины, улучшение исполнения бюджета.

НАВЕРХ »

Экономическая политика

Макроэкономическое развитие экономики города в 1999-2002 гг. было неоднозначным и достаточно сложным. В его динамике нашли отражение как позитивные процессы поступательного развития и скрытой структурной перестройки экономики города под воздействием рыночных факторов, так и негативные явления, спровоцированные "объективными", внешними, с точки зрения города, условиями.

Наращивание темпов роста производимой продукции в 1999-2000 гг. было сведено на нет в последующие 2 года резким обвалом производства в рыбной отрасли, занимающим в структуре производства промышленной продукции долю, равной 71%.

Динамика сокращения улова рыб в 1999-2002 гг.Из-за несовершенного на национальном уровне механизма формирования продажи квот для рыболовецких компаний на 19 процентных пунктов в общем объеме производства сократилась доля рыбной промышленности. В результате в 2002 г. улов рыбы составил всего 191 тыс.  т., что в 3,6 раза меньше уровня 1999 г.

Соответственно в 2,2 раза за этот же период произошло снижение объемов производства, товарной пищевой продукции, включая рыбные консервы.

В то же время заметно расширилось производство в других приоритетных отраслях промышленности Владивостока.

Объём продукции машиностроения и металлообработки вырос в 2,7 р., строительных материалов - 1,8 р., энергетической и топливной отраслей - 1,3 р., лесной и деревообрабатывающей - 52 р., полиграфической - 1,8 р., медицинской - 1,2 р.

Достигнуто значительное увеличение объемов производства продукции предприятиями пищевкусовой подотрасли, в том числе цельномолочной продукции, колбасных, хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков, минеральной воды. Однако рост производства на этих предприятиях не в состоянии компенсировать снижение выпуска продукции рыбной индустрии.

В то же время экономика города оказалась достаточно гибкой и, несмотря на искусственно вызванный спад в превалирующей рыбной промышленности, смогла достичь вполне определенных успехов. По официальным статистическим данным, прибыль в экономике за период с 1999 по 2001 гг. возросла в 2,33 р.

Изменения в структуре экономики привели к увеличению доли торговли, услуг туризма, финансового обслуживания, информации и связи. Такая тенденция связана с конкурентоспособностью данных отраслей в условиях глобализации и все большей открытости экономики России. Предприятия в этих отраслях способны конкурировать с иностранными компаниями как по эффективности инвестиций, так и по производительности труда и капитала.

Динамика темпа роста инвестиций в основной капитал в 1999-2002 гг.Зафиксирован стабильный рост инвестиций в основной капитал, являющийся индикатором развития прочной материальной базы - основы стабильного функционирования экономики. В течение анализируемого периода темпы роста (в процентах к предыдущему году) по этому показателю возросли с 69% в 1999 г. до 140% - в 2002 г.

Интеграция в мировую экономику городского хозяйства объясняет кризисные явления в ряде отраслей промышленности. Например, стагнация в легкой, фарфорофаянсовой, медицинской и полиграфической отраслях обусловлена высокой конкуренцией на соответствующих рынках и недостаточной конкурентоспособностью продукции. Конкуренция связана, во-первых, с дешевым или высококачественным импортом, и, во-вторых, с ввозом многих товаров из других регионов России.

Наряду с негативным влиянием на рынок местных товаропроизводителей конкуренция позволяет удовлетворять широкий спектр потребностей людей разных уровней доходов, сдерживает до определенной степени рост цен и, соответственно, повышает благосостояние населения.

Сократился удельный вес убыточных хозяйствующих субъектов, наблюдается рост удельной прибыли предприятий, что свидетельствует об их стремлении жить по средствам и формировании условий, необходимых для привлечения частных инвестиций.

Улучшение ситуации стало следствием проведения целенаправленной государственной экономической политики администрацией города, ориентированной на сохранение и развитие потенциала предприятий и направленной на создание организационно-экономической системы предотвращения их несостоятельности и банкротства. При главе администрации действует Наблюдательный совет, способствующий выводу предприятий из кризисной ситуации или ее предотвращению, разработана система мероприятий по недопущению банкротства предприятий-должников.

Вместе с тем при всей позитивности ситуации существует ряд факторов, препятствующих стабилизации роста экономики города. Основным из них являются ограниченные возможности муниципалитета в макроэкономическом регулировании, одной из причин чего является повышение доли отчислений в региональный бюджет и превращение бюджета города в дотационный.

В результате социальная нагрузка на бюджет не позволяет выделять средства на экономическое развитие города. Существующий инструмент стимулирования бизнеса, такой как льготы, по различным налогам и платежам не эффективен, что связано с их незначительной долей в общей налоговой нагрузке.

Отраслевая структура СМПОсобое внимание в анализируемом четырехлетнем периоде уделялось развитию малого предпринимательства. Во многом успешное развитие экономики города объясняется динамичностью сферы малого бизнеса. Этому способствует организованный при главе администрации Общественно-экспертный совет предпринимателей. Благодаря этому многие вопросы быстрее находят свое разрешение. В нем представлены практически все общественные объединения предпринимателей, с которыми и обсуждаются все проблемы малого бизнеса, разрабатываются меры по его укреплению.

За последние три года количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 8,2%, среднесписочная численность работающих - на 10%, а объем налоговых поступлений возрос на 23% и составил более 621 млн. руб. Доля налоговых поступлений в общем объеме бюджетных поступлений города составляет 36%. В течение последних двух лет наблюдается замедление роста субъектов малого предпринимательства в торговле и увеличение - в строительстве, промышленности, транспорте.

НАВЕРХ »

Исполнение бюджета

В отчетном периоде было обеспечено финансирование всех отраслей городского хозяйства. В полном объеме выплачена заработная плата работникам бюджетных учреждений. В приоритетном порядке осуществлялось бюджетное финансирование социальных нужд города.

За 4 года в бюджет города поступило 10 809,4 млн. руб. Выполнение плана по доходам в консолидированном выражении за 4 года составило 113,1%. Дополнительно к плану получено доходов 1 413 млн.руб., что составляет 42% расходной части бюджета города за 2002 г.

Структура финансирования основных направлений жизнедеятельности за 1999 - 2002 гг.Такие результаты стали возможны благодаря контролю за качественным планированием на стадии формирования проекта бюджета и составления смет расходов, совершенствованию деятельности финансово-экономических служб администрации города, активной работе с налоговыми органами и руководством предприятий-недоимщиков, контролю и упорядочению торговли на территории города, проверке полноты и своевременности уплаты единого налога на вмененный доход.

Расходы бюджета города за 4 года составили 10 986,3 млн. рублей. В том числе на образование было выделено 2 321,0 млн. руб., на здравоохранение и физическую культуру - 1 309,6 млн. руб., молодежную политику - 2,6 млн. руб. Развитие промышленности, энергетики, строительства было профинансировано в объеме 656,8 млн. руб., транспорт, связь, информатика - 539,2 млн. руб., правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - 162 млн. руб. На социальную политику (содержание учреждений социального обеспечения и социальную защиту) было направлено 480,1 млн. руб. Расходы на культуру и искусство составили 93,2 млн. руб.

Наибольшую долю бюджетных средств занимает жилищно-коммунальное хозяйство - 4 150,8 млн. руб., вместо предусмотренных на весь период программой социально-экономического развития 3 210,9 млн. руб. Превышение фактических расходов над планируемыми объясняется стремлением админист-рации города обеспечить бесперебойное функционирование жизнедеятельности хозяйственного комплекса по всем направлениям. На протяжении последних десяти лет финансирование объемов капитального и текущего ремонта объектов коммунальной инфраструктуры неуклонно снижалось, что привело к ощутимому росту их аварийности и необходимости новых капитальных вложений.

НАВЕРХ »

Повышение эффективности управления муниципальной собственностью

Поступление доходов в бюджет города от использования муниципальной собственностиОтсутствие системы мероприятий по контролю над деятельностью муниципальных предприятий в течение 1996-1998 гг. привело к созданию нестабильной ситуации на многих муниципальных предприятиях и учреждениях. Деятельность большинства хозяйствующих субъектов муниципального сектора была убыточной. Доход от использования муниципальной собственности был неоправданно мал.

В 2000 году администрацией города были приняты меры по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью. За период 2000-2002 гг. общий доход от использования городского имущества составил 413,8 млн. руб., в том числе: от аренды помещений - 178,3 млн. руб., аренды земли - 218 млн. руб., выкупа земли - 13,9 млн. руб., отчисления от чистой прибыли муниципальных предприятий - 3,52 млн. руб. Динамика поступлений доходов в бюджет города представлена на диаграмме.

В целях улучшения функционирования экономики города, увеличения доходности предприятий в администрации проведены необходимые структурные изменения. Разработана, утверждена и реализуется Концепция, предусматривающая повышение эффективности использования муниципальной собственности. Это позволило сосредоточить усилия на проблемных направлениях функционирования муниципального хозяйственного комплекса, повысить его бюджетную эффективность. В 2000 году по сводному балансу убытки составляли 95,8 млн.  руб., в 2001году - 43,2 млн. руб., в 2002 году ожидается не более 30 млн. руб.

НАВЕРХ »

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищный фонд города Владивостока составляет 11 086,4 тыс. кв. м (по состоянию на 01.01.2002 г.), в т.ч. муниципальный - 9 022,0 тыс. кв. м (81,4%). Муниципальный жилищный фонд оборудован электроосвещением на 100%, водопроводом - на 98%, канализацией - на 97%, центральным отоплением - на 96,5%, горячим водоснабжением - на 95%.

Решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства для администрации города является важным и неотложным делом. Значительный износ основных фондов, низкая надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения муниципального жилищного фонда, их прогрессирующее старение ложатся тяжким бременем на бюджет города.

Комплексной программой социально-экономического развития города предусматривалось финансирование развития ЖКХ на весь период в сумме 3,2 млрд. рублей. Фактически только за 3 года сумма финансирования составила 2,8 млрд. руб. или 87,5%. За период с 1999 г. по 2002 г. включительно на эти цели было выделено 4,2 млрд. руб.

Развитие ЖКХ осуществлялось в рамках Концепции реформы ЖКХ РФ, утвержденной указом Президента РФ от 28.04.97 г. № 425, в связи с которой администрация города обязана утвердить нормы возмещения населением коммунальных услуг в 2002 г. до уровня 90%. Мы понимаем, что такое решение является крайне болезненным для населения, но эта мера является вынужденной и неизбежной.

В целях снижения финансовой нагрузки на население администрацией города осуществляются мероприятия, способствующие снижению расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, в числе которых - внедрение ресурсосберегающих технологий, конкурсный отбор поставщика коммунальных услуг.

В целях обеспечения защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в 2002 г. администрацией города были подготовлены распорядительные документы, регулирующие порядок установки и расчета за услуги холодного и горячего водоснабжения по индивидуальным приборам учета.

Разработана и утверждена целевая Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, рассчитанная на период с 2002 по 2010 гг.; завершена разработка Программы развития лифтового хозяйства города, предусматривающая установку блоков безопасности на лифты, восстановление и замену морально и физически устаревших моделей, развитие линейной диспетчерской системы сигнализации и связи.

Одним из наиболее значимых направлений реформы ЖКХ является обеспечение социальной защиты граждан - предоставление адресной помощи по оплате за жилье и коммунальные услуги. В 2002 г. в городе было дополнительно открыто 6 новых пунктов по оформлению жилищных субсидий. В 1999 г. участниками программы жилищных субсидий было 5,8 тыс. семей, а к концу 2002 г. их количество увеличилось до 12,6 тыс. Сумма субсидий, предоставленных в 1999 г., составила 643,9 тыс. р., в 2000 г. - 1 275,4 тыс. р., в 2001 г. - 4 415,8 тыс. р., в 2002 г. - 26 162 тыс. р.

НАВЕРХ »

Топливно-энергетический комплекс. Теплоснабжение

За период с 1999 года объем основных фондов отрасли увеличился на 15%. На баланс были приняты ведомственные и "бесхозные" объекты теплоснабжения, износ которых составляет от 80 до 100%. Для восстановления теплоснабжения объектов жилья проведен ремонт, а в ряде из них - реконструкция систем.

Администрацией города совместно с МУП "Тепловые сети" разработан ряд программ: по восстановлению горячего водоснабжения, выводу из-под нагрузки мелких, низкорентабельных котельных, модернизации систем теплоснабжения ряда районов города, оснащению приборами учета объектов, финансируемых городом. Несмотря на ограниченность финансовых средств, все программы реализуются за счет его бюджета. В 2000 г. проведена реконструкция ЦТП 64 микрорайона с полной заменой оборудования, введена в строй котельная инфекционной больницы № 1, построена и введена в эксплуатацию котельная по ул. Лермонтова в п. Трудовое с использованием вакуумных котлов с КПД равным 96%, построена и введена в эксплуатацию новая котельная по ул. Окатовой. Произведена реконструкция тепловых сетей по ул. Сахалинской, Добровольского, Поселковой, Липовой, Волховской, Космонавтов и др. Проведены необходимые работы по обеспечению горячей водой мкр. "Змеинка".

В п. Трудовое ведутся работы по внедрению безканальной прокладки трубопроводов с теплоизоляционным слоем из пенополиуретана с гидроизоляционным покрытием.

За весь период на приобретение топлива администрацией было выделено 506 млн. руб. Кроме того, акционерному обществу "Дальэнерго" было перечислено на поставку топлива 366,9 млн. руб. Все закупки топлива осуществлялись на конкурсной основе.

НАВЕРХ »

Электроснабжение

Состояние дел в отрасли на начало 1999 г. характеризовалось высокой изношенностью, соответственно аварийностью системы электроснабжения, наличием большого количества бесхозных, ведомственных сетей, подлежащих передаче в муниципальную собственность, высокой задолженностью города перед поставщиками. Обстановка с электроснабжением Владивостока была крайне нестабильна, что объясняется неустойчивой работой в тот период ОАО "Дальэнерго", недостаточными запасами топлива на складах.

В течение 1999-2002 гг. администрации города в значительной степени удалось стабилизировать ситуацию. Массовые отключения электроэнергии в 1999 г., благодаря своевременному вмешательству администрации города, организации четкой работы диспетчерских служб энергоснабжающих, жилищных организаций, не привели к энергетическому коллапсу, и система жизнеобеспечения города была выведена из кризисного состояния.

В настоящее время отношения администрации г. Владивостока с руководством ОАО "Дальэнерго" носят конструктивный характер. Заключены договоры на электропотребление по всем учреждениям бюджетной сферы, достигнуто соглашение о реструктуризации задолженности прежних лет. Выплата долга за электроэнергию осуществляется без задержек с оплатой текущего потребления.

Ведется планомерное восстановление электрических сетей, реконструкция кабельных линий, ремонт и замена трансформаторного оборудования. Только за последние 2 года на эти цели было выделено 16,4 млн. руб. Вложены значительные средства в восстановление электроснабжения о. Попова: восстановлены все высоковольтные и  50% низковольтных сетей острова (на эти цели администрацией города было затрачено 6,35 млн. рублей). Данные мероприятия позволили значительно снизить потери в сетях, улучшить условия работы электростанции, повысить надежность электроснабжения.

НАВЕРХ »

Водопроводно-канализационное хозяйство

На сегодняшний день значительная часть водопроводно-канализационных сетей города нуждается в замене. Из числящихся на балансе МУПП "ВКХ" 70% водопроводных и 64% канализационных сетей требуют замены. Одним из вариантов обеспечения высоких темпов реконструкции сетей, при значительной степени экономической эффективности являются применяемые городом передовые технологии: использование системы "У-Лайнер", "К-Полимерик", "Крот", гарантирующие безаварийную работу восстановленных сетей в течение 50 лет. Для реконструкции трубопроводов большого диаметра администрацией города приобретена система бестраншейной прокладки "К-Полимерик", с помощью которой восстановлена нитка канализационного дюкера через залив протяженностью 1 500 м. Д=600 мм, что устранило опасность экологической катастрофы. Затраты бюджета города на приобретение системы составили 16,76 млн. рублей.

В 2000 г. на канализационных очистных сооружениях Де-Фриз введена в действие экспериментально-промышленная пиролизная установка по утилизации осадка с очистных сооружений, что благоприятно сказывается на экологическом состоянии залива.

НАВЕРХ »

Архитектура и градостроительство

Основным направлением деятельности администрации в области архитектуры является завершение 1-го этапа работ по корректировке генерального плана города Владивостока.

За отчетный период по согласованию с администрацией города реализованы проекты строительства торговых комплексов: "Игнат" по ул. Комсомольской, "Родина" на пересечении улиц Семеновской и Алеутской, "Купава" на Привокзальной площади. Проведена реконструкция сети кинотеатров: "Нептун", "Москва", "Океан". Продолжается реконструкция Дома быта по ул. Русской, кинотеатра "Искра". Ведется строительство Триумфальной арки по ул. Петра Великого.

С целью решения транспортной проблемы отработаны варианты схем-развязок на площадях: Луговой и Семеновской. Проведена работа по уточнению адресного плана районов города. Выполнена работа по подготовке топографической съемки по участкам автодорог, подлежащих ремонту.

Рассмотрены варианты застройки 22-го микрорайона и реконструкции площади "Борцов за власть Советов".

НАВЕРХ »

Строительство

В отчетном периоде усилия администрации города в сфере строительства были направлены на совершенствование транспортной инфраструктуры города, его архитектурного облика, обеспечение безопасных условий для жизни, улучшение экологической ситуации.

В этих целях было обеспечено строительство надземных пешеходных переходов общей протяженностью более 700 м, реконструированы автомагистрали, транспортные развязки, подземные пешеходные переходы; завершена реконструкция первой очереди стадиона "Авангард", проведены восстановительные работы по музейному комплексу "Форт №7" и северной трибуны стадиона "Динамо.

Выполнена реконструкция сетей электроснабжения микрорайонов города.

НАВЕРХ »

Благоустройство

В отчетном периоде соответствующие службы администрации города обеспечивали обслуживание 4 600 тыс. кв. м дорог с твердым покрытием (701 км), 1 446,0 кв. м дорог с грунтовым покрытием (241 км), 93,4 тыс. кв. м тротуаров, 83 моста и путепровода, в том числе: 19 надземных и 13 подземных переходов; 302 км ливневых коллектора, из них 282 км закрытых (подземных); 10 пляжей общей площадью 422,4 тыс. кв. м , 163 места массового отдыха площадью 62,3 га; 80 скверов, общей площадью 39 га; 37,6 тыс. деревьев и кустарников; 89,4 га газонов и откосов; 6,9 тыс. осветительных опор и 10,2 тыс. светильников.

Для сохранения облика исторической части города и повышения привлекательности Владивостока администрацией города осуществлена реконструкция тротуаров с учетом применения высокотехнологичных материалов. Выполнены благоустроительные работы по мощению тротуаров брусчаткой Океанского проспекта, гостевого маршрута на улицах Алеутской, Семеновской, Светланской, Петра Великого. Проведена реконструкция Океанского проспекта, ул. Адмирала Фокина на участке от ул. Пограничной до ул. Алеутской с устройством 5-ти фонтанов, вазонов для кустарников и цветов, с восстановлением уличного освещения.

Выполнены работы по реконструкции транспортного узла Алеутская - Семеновская - Мордовцева, благоустройство Спортивной Гавани и прилегающей к ней территории.

Внедрена прогрессивная технология восстановления асфальтного покрытия посредством использования комплекса "Ремиксер". За период работы комплекса в 1999-2002 гг. общая площадь реставрируемого покрытия составила 1 080,3 тыс. кв. м. Экономический эффект превысил 95 млн. руб.

Впервые в 2002 году на ремонте дорог был применен скоростной метод поточно-бригадной формы организации труда. Этот метод использовался при ремонте ул. Светланская и ул. Алеутская. Скорость ремонта возросла в 3-4 раза.

Применение данного метода позволило в значительной степени избавить от неудобств жителей и гостей Владивостока, а также за счет сокращения срока реконструкции жизненно важных транспортных артерий города сэкономить деньги налогоплательщиков.

НАВЕРХ »

Транспорт

В соответствии с Комплексной программой развития, исходя из располагаемых финансовых средств администрацией города было обеспечено проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы транспортного обслуживания жителей города.

В целях координации движения всех видов транспорта создано муниципальное учреждение "Управление городским пассажирским транспортом" (МУ УГПТ), основной задачей которого является выполнение функций единого заказчика пассажирских перевозок, заключение договоров с руководителями предприятий различных форм собственности на перевозку пассажиров и контроль над работой коммерческих автобусов.

За отчетный период открыто более 80 городских автобусных маршрутов, 1 трамвайный и 2 троллейбусных. В июле 2002 года открыто движение электропоездов по маршруту "Ж/д вокзал - Первая Речка - Луговая - м. Чуркин". Произведена реконструкция пл. Луговая, введена новая схема движения пассажирского транспорта, предусматривающая обустройство остановочных площадок и двух надземных переходов. Ведется целенаправленная работа по обновлению остановок общественного транспорта указателями автобусных маршрутов. Оборудованы новые диспетчерские пункты на железнодорожном вокзале, пл. Луговой и остановке Маяк.

НАВЕРХ »

Связь

Администрацией города совершенствуется система оперативного управления структурами жизнеобеспечения города с применением технологии транковых сетей связи. Развернута сеть транковой связи на островных и прибрежных территориях. Установлены радиостанции на о. Русский, о. Попова, о. Рейнеке, п-ов Песчаный.

В целях повышения эффективности работы дорожных служб и обеспечения уровня безопасности дорожного движения администрацией реализован проект автоматической системы дистанционного управления светофорами "Блик" на дорогах города.

В соответствии с планом развития телекоммуникационных сетей на основе заключенных договоров с предприятиями, предоставляющими услуги связи населению, согласованы проекты на телефонизацию микрорайонов города. В настоящее время предоставлены услуги связи в сети общего пользования 48 800 абонентам, в сетях сотовой связи - 69 100 абонентам.

В результате взаимодействия администрации города и операторов связи предоставлены услуги связи льготной категории граждан: инвалидам ВОВ - 150 чел., участникам ВОВ - 480 чел., военнослужащим - 420 чел., инвалидам I и II гр. - 190 чел., жителям блокадного Ленинграда, узникам концлагерей - 10 чел., пострадавшим от чернобыльской аварии - 15 чел., участникам трудового фронта - 40 чел., репрессированным - 75 чел., вдовам военнослужащих - 35 чел. Удовлетворены все заявки инвалидов и участников ВОВ на установку квартирных телефонов. По инициативе главы администрации города установлены телефоны в п. Канал о. Русский, п. Горностай.

НАВЕРХ »

Развитие потребительского рынка

Развитие потребительского рынка города осуществлялось в соответствии с планируемыми направлениями Комплексной программы развития г. Владивостока, связанными с упорядочением торговли на территории города и усилением контроля над мелкорозничной торговлей.

В настоящее время торговое обслуживание населения г. Владивостока осуществляют 1 643 магазина с общей торговой площадью 235,2 тыс. кв. м. и 656 предприятий общественного питания на 42,6 тыс. посадочных мест. На территории города действуют 17 рынков, в том числе 3 продовольственных, 4 непродовольственных и 13 смешанных.

За 4 года в городе открыто 283 магазина на 1981 рабочее место и 86 предприятий общественного питания на 2580 посадочных мест. В связи с развитием туристического бизнеса открываются предприятия с национальными кухнями. Всего на 01.01.2003 г. открыто 39 предприятий, в том числе около 50% из них составляет китайская кухня.

Расширяется сеть фирменных магазинов предприятий пищевой промышленности. В соответствии с постановлением главы администрации в 6 магазинах города осуществляется обслуживание участников ВОВ и приравненных к ним лиц. Открыты столы заказов для ветеранов, не способных самостоятельно приобретать товары, а также отделы по реализации свежемороженой рыбы по льготным ценам. Через ветеранские отделы магазинов города ко всем праздничным датам организовано обеспечение ветеранов войны продовольственными наборами со скидкой 20%.

Услугами ветеранских отделов ежемесячно пользуются от 6 до 8 тысяч человек. За 4 года реализовано продовольственных товаров на сумму более 40,4 млн. рублей.

Бытовые услуги для населения в городе оказывают 1 800 предприятий различных форм собственности, в которых работает около 6 тыс. человек.

За период с 1999 по 2002 гг. открыто 480 предприятий бытового обслуживания на 1 286 рабочих мест, из них 98 парикмахерских, 50 ателье пошива и ремонта одежды, 53 мастерских по ремонту обуви и других.

Ежегодно администрация города организовывает бесплатное обслуживание льготных категорий населения (ветераны, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи) в парикмахерских, мастерских ремонта обуви, радиотелевизионной аппаратуры и бытовой техники, химчистке, приуроченное к празднику Победы, Дню пожилого человека, Дню инвалида, Дню семьи. Всего за 4 года бесплатно обслужено 4 300 человек на сумму более 380,0 тыс. рублей.

Целенаправленно ведется работа по упорядочению использования иностранной рабочей силы в сфере бытового обслуживания на территории г. Владивостока и пресечения их незаконной деятельности.

НАВЕРХ »

Жилищная политика

Во Владивостоке - городе одном из немногих в России - реализуется программа безвозмездного выделения жилья остронуждающимся семьям и льготникам. В течение с 1999 по 2002 гг. администрацией города было распределено 899 квартир из муниципального жилищного фонда, в том числе: в домах-новостройках - 201 квартира и 698 квартир из числа повторного заселения. Жилье было распределено среди очередников: инвалидов и участников Великой отечественной войны; семей, попавших под снос в связи со строительством объектов общегородского значения; льготников-учителей, -врачей; детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с федеральными законами жилье выделялось для судей, сотрудников прокуратуры, УВД.

НАВЕРХ »

Социальная защита

Принимая во внимание увеличение прожиточного минимума, объясняющегося сложившейся общеэкономической ситуацией в стране, выполнением реформ в сфере ЖКХ администрация города целенаправленно реализует программы социальной поддержки населения.

Всего за период с 2000 года на эти цели выделено 423,5 млн. руб. В то же время Комплексной программой развития г. Владивостока на 2000-2003 гг. предполагалось на развитие программ по этому направлению выделить 737 млн.  руб. Такое отставание объясняется ежегодным секвестрованием со стороны администрации края бюджета города. В этих условиях администрация города вынуждена финансировать только самые важные направления социальной политики, в числе которых - социальная поддержка малообеспеченных пожилых людей и инвалидов, малообеспеченных семей, развитие сети учреждений социального обеспечения и др.

Особое внимание уделялось проблемам социальной поддержки пенсионеров и инвалидов, малообеспеченным семьям с несовершеннолетними детьми, профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Динамика средств, направленных на социальную поддержку населенияС целью привлечения внимания общественности к проблемам людей старшего поколения и инвалидов, администрацией города были организованы мероприятия, посвященные знаменательным и памятным датам: памяти снятия блокады Ленинграда, Дню Победы, Дню защитника Отечества, Всероссийской декаде инвалидов и пр. с вручением подарков и материальной помощи.

Для детей из малообеспеченных семей организовывались мероприятия по летнему оздоровительному отдыху. В период каникул в загородные оздоровительные центры было направлено на бесплатной основе в 1999 г. - 554 чел., в 2000 г. - 870 чел., в 2001 г. - 1 466 чел., в 2002 г. - 1 276 чел.; обеспечено лечение детей-инвалидов, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, организовано питание детей из малообеспеченных семей.

Создана сеть социальных учреждений, таких, как Фонд социальной поддержки населения, Центр социальной реабилитации несовершеннолетних и их содержания. Только на реконструкцию и обустройство здания под Центр реабилитации из средств бюджета города было выделено около 5 млн. рублей. Содержание Центра в течение 3-х лет обошлось бюджету города более чем в 10 млн. рублей. За 2 года работы (с июня 2000 г.) в данном Центре прошли реабилитацию свыше 1 000 детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Администрация города обеспечивает предоставление социальных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным законодательством: оплату услуг ЖКХ, услуг связи, проезда в городском пассажирском транспорте, обеспечение топливом ветеранов, инвалидов, жертв политических репрессий и др. категорий населения.

НАВЕРХ »

Образование

В сфере образования работа осуществлялась по следующим основным направлениям:

На развитие муниципальной образовательной системы из бюджета города за 1999-2002 гг. было выделено 2 321 млн. рублей или 21% расходов бюджета города, значительно расширена сеть образовательных учреждений. С сентября 1999 г. функционирует лицей-интернат "Буревестник" для одаренных детей из малообеспеченных семей. В октябре 2000 г. открыт детский дом № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создан Центр развития творчества детей и юношества "Надежда", совместно с ДВГУ организован Городской центр мониторинга качества образования.

За истекший 4-хлетний период проведены мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений: приобретено оборудование и предметы длительного пользования на сумму 17 млн. рублей, в т.ч. компьютерные классы.

За отчетный период расходы на ремонт школ г. Владивостока составили 58,1 млн. руб., что позволило охватить капитальным ремонтом 65% всех образовательных учреждений города. После продолжительного бездействия возобновили работу спортивные залы в СШ № 33, 46, 39, 59, ДЮСШ "Русич".

На оснащение учебно-воспитательного процесса было выделено 12 млн. рублей, в том числе на комплектование школьных библиотек в 1999-2002 гг. выделено 9,6 млн. рублей.

Налажено снабжение постельными принадлежностями и мягким инвентарем детских дошкольных образовательных учреждений. С начала 2000 г. поставки продуктов питания в ДОУ стали регулярными. В 2000 г. администрацией города принято решение об обеспечении горячим питанием школьников - детей из малообеспеченных и неполных семей. Всего за отчетный период на школьное питание было израсходовано 13,1 млн. рублей.

Начиная с 1999 г. в городе активизировалась работа по оздоровлению детей. За отчетный период на эти цели из городского бюджета было выделено 12,3 млн. рублей. Первоочередное внимание уделялось оздоровлению детей-сирот из детских домов и школ-интернатов, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Расширена сеть профильных и спортивных лагерей.

Особое внимание администрацией уделялось трудоустройству в летний период школьников: в 1999-2002 гг. было сформировано 413 ремонтных бригад.

Педагогическим работникам дополнительно к ставкам и должностным окладам выплачивались надбавки за квалификационные категории. Ежегодно на эти цели в расходной части бюджета города планируется около 60 млн. рублей. Администрацией города предусмотрена программа поддержки одаренных детей: с 1999 г. финансируется программа поддержки серебряных медалистов по бесплатному обучению в ВУЗах; на эти цели из бюджета города за 4 года было выделено 22,8 млн. рублей. Ежегодно на проведение школьных олимпиад по смете выделялись бюджетные ассигнования, школьникам - кандидатам в золотые медалисты - выплачивались стипендии.

НАВЕРХ »

Здравоохранение

Основными направлениями деятельности администрации города в области здравоохранения являются: совершенствование системы управления здравоохранением города, улучшение качества медико-социальной помощи гражданам, повышение эффективности использования ресурсов муниципального здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической помощи, реструктуризация медицинских учреждений.

Всего за отчетный период на сферу "Здравоохранение и физическая культура" из бюджета города было выделено 1 309,6 млн. рублей.

В связи с финансированием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений из Фонда обязательного медицинского страхования с 1999 года получили развитие стационарозамещающие технологии: отделения амбулаторной хирургии, дневные стационары, стационары на дому.

Из бюджета города осуществляется финансирование социально значимых учреждений: скорой медицинской помощи, городской психиатрической больницы им. Л.П.Яцкова, детской психиатрической больницы, городского противотуберкулезного диспансера, Центра восстановительного лечения детей, городского психоневрологического Дома ребенка, городского Центра медицинской профилактики, детского санатория "Волна", городского патологоанатомического бюро.

Совершенствуется организация медицинской службы для взрослых. На территории города действуют целевые программы: "Охрана здоровья матери и ребенка на 2001-2005 гг.", "Бронхиальная астма и пульмонологическая помощь в г. Владивостоке на 2002-2006 гг.", "Развитие и совершенствование службы скорой медицинской помощи г. Владивостока на 2002-2004 гг.", "Вакцинопрофилактика на 2002-2006 гг.", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в г. Владивостоке на 2002-2004 гг.".

В отчетном периоде приоритетное внимание уделялось вопросам охраны материнства и детства. В районах города работают детские молочные кухни, производится бесплатный отпуск детского питания детям первого года жизни. Стали функционировать медико-социальные отделения в детских больницах, городском Доме ребенка, где находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Из бюджета города для медицинских учреждений финансируется приобретение продуктов питания и молочных смесей, медикаментов (в т.ч. льготных и бесплатных лекарств), приобретение оборудования и автотранспорта, осуществление текущего и капитального ремонта лечебно-профилактических учреждений.

Проведен капитальный ремонт кровель, отопительных систем лечебных учреждений, помещений в родильных домах, поликлиниках, больницах, детских молочных кухнях.

Улучшилась организация работы станции скорой медицинской помощи, противотуберкулезной службы.

Приобретены: аппарат "Искусственная почка" для ГКБ № 2; УЗИ для детской городской клинической больницы; реанимационное оборудование для ГКБ № 1, для детской городской клинической больницы, для роддома № 1  № 4; аппараты для интенсивной терапии для родильных домов № 3 и №  5; офтальмологическое оборудование для поликлиники № 4; лабораторное оборудование для городского противотуберкулезного диспансера, МСЧ Дальзавода; стоматологическое оборудование для центра восстановительного лечения, городской стоматологической поликлиники, женских консультаций и др.

Особое внимание уделялось льготному лекарственному обеспечению социально незащищенных слоев населения.

В течение последних 4-х лет проведен ряд преобразований, направленных на повышение эффективности использования муниципального ресурса. С целью развития амбулаторно-поликлинической помощи, создания условий для внедрения стационарозамещающих технологий в городе было открыто 16 городских центров.

НАВЕРХ »

Молодежная политика

Реализуя программу "Молодежь Владивостока", разработанную на 1999-2002 гг., администрация города направляла усилия на решение задач, предусматривающих оказание поддержки творческой и талантливой молодежи, развитие инициативы молодежных общественных организаций, формирование студенческого самоуправления, развитие гражданственности и патриотизма подростков и молодежи города.

Впервые в 1999 г. администрацией города была разработана программа трудоустройства учащихся профессиональных учебных заведений и студентов города. На базе средне-специальных и профессиональных учебных заведений города в летний период 1999-2002 гг. организовывались профильные бригады, в которых за 4 года отработало 1 172 подростков и студентов г. Владивостока.

В мае 2000 г. администрацией города был создан городской штаб студенческих отрядов. За истекший период городским штабом студенческих отрядов проводилась работа по формированию и обучению вожатых, руководящего состава отрядов. В 2002 г. на различных объектах и предприятиях г. Владивостока, Приморья и Дальнего Востока работало 32 городских студенческих отряда (в 2000 г. - 6 отрядов). Всего в составе городских студенческих отрядов различного профиля (проводники, вожатые, путинные, сводные, строительные отряды) за три года отработало более 3,5 тысяч студентов высших и средних специальных учебных заведений города.

В рамках проекта поддержки деятельности молодежных и детских общественных организаций администрация города реализует программу городских профильных лагерей старшеклассников. В течение 1999-2002 гг. было организовано 29 профильных лагерей, в которых отдыхало 1 890 подростков Владивостока в возрасте 14-16 лет.

С целью оказания поддержки социально активной молодежи администрация города ежегодно (с 1999 г.) 25 студентам, проявившим себя в общественной деятельности, вручаются стипендии главы администрации.

Должное развитие получило в городе общественное движение добровольцев (волонтеров), начатое в 1999 г. За 4 года количество добровольческих общественных организации возросло в 5 раз, в которых участвуют более 700 студентов и школьников. За период с 1999 по 2002 гг. волонтеры оказали помощь и приняли участие более чем в 100 городских и краевых мероприятиях, социально-общественных акциях, в том числе: "Молодежь - городу", "Чистый город", "Молодежь - ветеранам", "Весенняя неделя добра" и др. Для координации деятельности волонтерских объединений администрацией города в ноябре 2002 г. создана городская Лига Добровольцев, объединившая представителей всех добровольческих организаций города.

В рамках поддержки творческой молодежи г. Владивостока с 1999 г. администрация города организует и проводит ставший уже традиционным городской фестиваль "Студенческая волна", городской конкурс непрофессиональных танцоров для старшеклассников, совместно с общественной организацией "Приморский КВН" - городской конкурс КВН старшеклассников. Систематически оказывается поддержка молодежной общественной организации "Приморский КВН" в развитии ее творческой деятельности и обеспечении постоянного участия в играх и фестивалях Международной лиги КВН (г. Москва, г. Юрмала, г. Сочи).

В целях реализации программы развития гражданственности и патриотизма подростков и молодежи г. Владивостока администрацией города организован Совет по гражданско-патриотическому воспитанию подростков и молодежи. С 2000 г. возрождена и проводится городская военно-спортивная игра "Зарница" для школьников, в которой в 2002 г. приняло участие 10 школьных команд (150 чел.).

В период с 1999 г по 2002 г. были организованы встречи молодежи с ветеранами ВОВ, конкурсы патриотических клубов, спортивный фестиваль "Виктория 2000", акции "Посылка на войну", "Книга солдату" и другие мероприятия по различным социально значимым направлениям.

Всего за 1999-2002 гг. на реализацию молодежной политики из бюджета города было выделено 7,9 млн. руб.

НАВЕРХ »

Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры и спорта в г. Владивостоке в отчетном периоде осуществлялось по следующим основным направлениям:

Ежегодно администрацией г. Владивостока проводилось более 150 спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий по различным видам спорта. Все спортивные и оздоровительные мероприятия проводятся под лозунгом "Спорт против наркотиков!".

В течение отчетного периода в городе впервые были организованы соревнования по бильярду, гребле на лодках класса "Дракон", парусному спорту, стендовой стрельбе, городские Спартакиады среди студентов средних специальных учебных заведений, допризывной молодежи, Спартакиады среди инвалидов на призы главы администрации.

Во Владивостоке в течение 1999-2002 гг. были проведены крупные соревнования: Чемпионат России по борьбе самбо среди женщин, Всероссийский турнир по Греко-римской борьбе, первый абсолютный Чемпионат России по боксу, календарные гонки Чемпионата Росси по спидвею, календарные игры Чемпионата России по волейболу среди женских команд, календарные игры чемпионата по баскетболу среди мужских команд и др.

Впервые в 2001 г. были учреждены стипендии главы администрации г. Владивостока за высокие достижения в спорте.

Спортсмены г. Владивостока стали победителями и призерами Чемпионатов и Первенств Мира, Европы, России по различным видам спорта, в том числе: гребле на байдарках и каноэ, бадминтону, борьбе самбо, судомодельному спорту, кик-боксингу, тхэквондо, спортивному ориентированию.

В 2001 г. открыта муниципальная детско-юношеская спортивная школа "Амазонка". Ежегодно администрация города обеспечивает подготовку около 45 единиц спортивных сооружений зимнего назначения: хоккейные коробки, катки и пр.

НАВЕРХ »

Культура

На развитие культуры Комплексной программой в 2000-2003 гг. предусматривалось финансирование в сумме 78,5 млн.  рублей. Реализация программы осуществлялась по следующим направлениям: охрана памятников истории и культуры; развитие детских музыкальных, художественных школ, школы искусств; проведение праздничных городских мероприятий; содействие развитию парков культуры и отдыха.

За отчетный период из бюджета города на эти цели выделено 93,2 млн. рублей. Исходя из выделенных бюджетных средств, администрации города удалось отреставрировать памятник Борцам за власть Советов, Пушкинский сквер и памятник А.С. Пушкину; памятники героям Отечественной войны 1812 г., установить в новом сквере памятник адмиралу С.О. Макарову, восстановить многие монументы нашей истории.

На протяжении 1999-2002 гг. при администрации г. Владивостока работала комиссия по городской топонимике, результатом деятельности которой стало утверждение нового списка названий улиц города, утверждены установки мемориальных досок известным деятелям города.

Администрация города финансирует мероприятия по совершенствованию музыкально-художественного образования детей и юношества, укрепляет материально-техническую базу образовательных учреждений. Своевременно осуществлялся ремонт помещений, относящихся к сфере культуры. Ежегодно администрация г. Владивостока организует проведение городских музыкальных конкурсов, художественных выставок среди учащихся муниципальных детских музыкальных, художественных школ и школ искусств (2000, 2002 гг. - проведение Международных фестивалей детских хоровых коллективов "Летите, голуби!", двух Международных выставок "Картинки моего города"). Начиная с 1999 г. ежегодно 15 талантливым детям - победителям конкурсов - вручается стипендия главы администрации города.

НАВЕРХ »

Экология

В течение отчетного периода деятельность администрации города в данной сфере была направлена на осуществление контроля охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Подготовлены документы по инвестиционным проектам в области охраны окружающей среды (корректировка схемы канализации г. Владивостока, строительство очистных сооружений на м. Абросимова, строительство полигона по размещению твердых бытовых отходов и пр.), включенным в разработку президентской программы долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья.

В 2001 г. выполнены водоохранные работы на объектах города: произведена очистка русел рек Первой, Второй, Ишимки, песчаной зоны и откосов Спортивной Гавани, прибрежной и донной части бухт Лазурной, Федорова, Улисс, Патрокл и пр. Из средств бюджета города и экологического фонда Владивостока на эти работы затрачено 2,2 млн. рублей.

Администрацией города совместно с Дальневосточным НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов разработан и утвержден бизнес-план проекта "Обеспечение населения г. Владивостока питьевой водой на 2002- 2008 гг.".

В рамках договорных отношений с коммерческими структурами производится очистка территории г. Владивостока от бесхозного лома металла. При поддержке администрации города в промышленной зоне г. Владивостока (28 км) размещены и введены в эксплуатацию две установки по высокотемпературному сжиганию использованных автомобильных покрышек; организована переработка автомобильных кузовов специализированным предприятием, что позволило очистить городские территории. Разработана муниципальная целевая программа "Очистка территории города от остатков техники и крупногабаритных отходов на 2003-2005 годы" с поэтапным финансированием из бюджета города.

Февраль, 2003 г.

НАВЕРХ »