20 декабря 2001 года на заседании Экономического совета при главе администрации г. Владивостока рассматривалась разработанная Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН концепция территориально-отраслевого развития г. Владивостока на долгосрочную перспективу. Принято решение данную концепцию принять за основу, вынести ее на сайт администрации города для ознакомления всех заинтересованных лиц, рабочей группе доработать первоначальный вариант с учетом поступивших замечаний и предложений, которые можно направить по электронной почте - comecon@vlc.ru или по факсу 22-22-74 в комитет экономики и управления администрации города.



КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
 г. ВЛАДИВОСТОКА И АГЛОМЕРАЦИИ
(Краткий вариант)

Научный руководитель:
член-корреспондент РАН,
П.Я. Бакланов

ИСПОЛНИТЕЛИ

Настоящий текст Концепции составлен на основе отчета "Концепция территориально-отраслевого развития г. Владивостока и Владивостокской агломерации", выполненного Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН под руководством члена-корреспондента РАН П.Я. Бакланова по заказу ОАО "Приморгражданпроект", с использованием материалов "Проекта Концепции социально-экономического развития г. Владивостока до 2020 г.", подготовленного авторским коллективом Дальневосточного государственного университета, Института менеджмента и бизнеса, Международного института конъюнктуры и прогнозирования под руководством д.э.н. А.П. Латкина.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основные положения и принципы Концепции
  2. Современное социально-экономическое положение
  3. Основные факторы развития, конкурентные преимущества и недостатки
  4. Основные перспективные функции
  5. Приоритеты развития
  6. Целевые ориентиры
  7. Механизм реализации Концепции

1. Основные положения и принципы Концепции.

Разработкой концепции (общих идей и направлений) социально-экономического развития Владивостока и прилегающих к нему территорий в новых политико-экономических условиях вплотную начали заниматься уже в начале 1990-х годов (Концепция социально-экономического развития г. Владивостока, 1991; Дробное функциональное зонирование…, 1993; Проект "Большой Владивосток", 1994). Эти концепции в целом "увязываются" с Концепцией развития Приморского края (Владивосток, 2000, 2002), с Концепцией и Программой развития всего Дальневосточного региона (Хабаровск, 2001).

Долгосрочной целью развития Владивостока ставится превращение его в крупнейший международный интеграционный центр России в АТР, реализующий внешнеэкономические, транспортно-транзитные, промышленные, научно-образовательные и культурно-туристические функции и обеспечивающий высокое качество жизни населения города.

В основу новой концепции развития Владивостока и Владивостокской агломерации положены следующие основные принципы:

Геополитическая безопасность России на Дальнем Востоке предполагает сохранение достаточных мощностей оборонного комплекса Владивостока, в том числе развитие Тихоокеанского флота для обеспечения геостратегического присутствия России в АТР.

Научно-техническая безопасность определяется тем, что во Владивостоке сконцентрировано до 50% научно-технического потенциала Дальнего Востока. Этот потенциал должен быть сохранен и развит. На его основе возможно: развитие наукоемких производств на базе собственных научных разработок отраслевых и академических НИИ и вузов Владивостока; реализация импортных технологий на инжиниринговых компаниях города; научно-техническое обеспечение освоения ресурсов океана.

Обеспечение продовольственной безопасности населения города и края делает необходимым развитие современных предприятий пищевой промышленности.

Экологическая безопасность заключается в обеспечении рационального использования, воспроизводства и сохранения уникального природно-ресурсного потенциала и биоразнообразия акватории зал. Петра Великого и территории Владивостока, в использовании больших возможностей развития здесь марикультуры и экологического туризма.

« Содержание

2. Современное социально-экономическое положение.

Ведущая роль в Приморском крае принадлежит локальной территориально-хозяйственной системе Владивостокской агломерации. Лидирующее положение в агломерации занимает по всем социально-экономическим характеристикам г. Владивосток. По данным Приморского краевого комитета государственной статистики на начало 2002 г. в г. Владивостоке проживало 625,6 тыс. человек. На предприятиях и в организациях работало 39% экономически активного населения края. Доля города в общекраевых показателях: по объему промышленной продукции - 26%, в том числе 41% - по производству потребительских товаров, по инвестициям в основной капитал - 22%, по вводу в эксплуатацию жилья - 42%. По итогам 2001 г. объем налоговых сборов в г. Владивостоке достиг 7036,0 млн. руб., доход городского бюджета - 2892,6 млн. руб., что составляет соответственно - 48,0% и 18,2% от общекраевых показателей.

Вместе с тем в 1990-е годы, в г. Владивостоке произошла смена позитивных тенденций развития на негативные, что обусловлено глубокими преобразованиями экономики, замедленной адаптацией систем управления всех уровней к работе в новых рыночных условиях, а также ослаблением государственного и регионального участия в решении насущных социально-экономических проблем. Это сопровождается спадом промышленного производства, разрушением накопленного в социалистический период производственного и интеллектуального потенциала, уменьшением, в сопоставимых ценах, доходной части городского бюджета, физическим износом всех инженерных сетей, углублением противоречий в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности городского населения, при его сокращении и ухудшении качественного состава.

Выделяются следующие негативные тенденции и проблемы:

  1. Сокращение численности постоянного населения (на 3,6% к уровню 1990 г.), ухудшение его демографической структуры при снижении рождаемости, средней продолжительности жизни и увеличении смертности в детском возрасте.
  2. Снижение индекса физического объема промышленной продукции, который составил в 2000 г. к уровню 1990 г. чуть более 50%.
  3. Значительное сокращение инвестиций в воспроизводство основного капитала по большинству предприятий материальной сферы, при уменьшении стоимости основных производственных фондов, только за три последних года на 35,%.
  4. Относительно низкий удельный вес малого предпринимательства в общем объеме производимой продукции (12-15%), а также в создании новых рабочих мест и улучшении качества предоставляемых населению услуг.
  5. Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг на региональном, межрегиональном и зарубежных рынках. Это приводит к усилению зависимости местного (городского) потребительского рынка и рынка труда от иностранных товаров и рабочей силы, а также к уменьшению налоговых поступлений в городской бюджет.
  6. Формирование неблагоприятного инвестиционного климата и имиджа города, связанного с ненадежным энерго-, водо- и теплоснабжением, транспортным обслуживанием, а также - с высоким уровнем криминализации бизнеса.
  7. Проблемы в личной безопасности населения и сохранности частной собственности.
  8. Высокие потребности в муниципальном жилье, большой износ жилого фонда.
  9. Высокая степень износа инженерно-инфраструктурных систем и сетей города.
  10. Резкое отставание развития улично-дорожной сети, в том числе основных транспортных магистралей города.
  11. Ухудшение экологической ситуации в городской среде, особенно в прибрежных зонах массового отдыха при постоянном многократном превышении ПДК вредных выбросов в атмосферу и морскую акваторию.
  12. Усиление диспропорции между доходами и расходами городского бюджета, обусловленное с одной стороны передачей ведомственной жилищно-коммунальной и социальной сферы в ведение города, увеличением объема ремонтно-восстановительных работ физически изношенных сетей а, с другой стороны, уменьшением доходной части городского бюджета более чем в 3 раза по сравнению с 1990 г. при отсутствии целенаправленной политики изменения структуры доходов в пользу неналоговых поступлений.

« Содержание

3. Основные факторы развития, конкурентные преимущества и недостатки.

К определяющим факторам развития г. Владивостока относятся уникальное географическое положение, накопленный социально-экономический и научно-технический потенциал, геополитическое, экономико-географическое положение. Благодаря своему размещению на побережье Японского моря с многочисленными незамерзающими бухтами, Владивосток стал крупнейшим тихоокеанским городом-портом России. Он имеет морской выход ко многим странам АТР, в том числе крупнейшим из них - КНР, США, Японии и др. К портам Владивостока подходит крупнейшая железнодорожная магистраль- Транссибирская, благодаря чему здесь реализуются разнообразные контактные транспортно-транзитные функции в связях России и АТР, стран АТР и Европы. Город имеет сухопутные выходы (железнодорожные и автодорожные) в соседние страны - Китай и КНДР. Он является крупнейшим экономическим центром юго-восточной окраины России, соседствующим с крупнейшими странами - КНР и Японией, крупными - КНДР и Республикой Корея.

Накопленный социально-экономический и научно-технический потенциал определяются относительно большим населением, высоким научным, образовательным и культурным потенциалом. Здесь действуют более половины промышленных предприятий края, более 19 тыс. коммерческих предприятий, развитые звенья инфраструктуры.

Геополитическое положение определяется тем, что г. Владивосток и его агломерация находятся на стыке трех стран мира: крупнейших - КНР и России и крупной - КНДР с различными политическими системами. Через Владивосток Россия реализует свои геополитические интересы в АТР, а сам Владивосток находится в зоне пересечения геополитических интересов ряда зарубежных стран.

Обобщенная оценка имеющихся конкурентных преимуществ и недостатков, анализ современного социально-экономического состояния города и тенденции мирового развития позволяют выделить наиболее важные преимущества Владивостока как динамично развивающегося, делового, научно-образовательного и туристического центра.

Реализация конкурентных преимуществ возможна в следующих направления и формах развития:

Реализации преимуществ могут помешать следующие конкурентные недостатки:

« Содержание

4. Основные перспективные функции.

Общегосударственные стратегические функции г. Владивостока сводятся к следующим:

В перспективе город останется многофункциональным: портово-транспортным, промышленным, научно-образовательным и культурным, торгово-финансовым центром, выполняющим международные, общероссийские, общедальневосточные, краевые и муниципальные функции. Основные функции города и предпосылки их развития в рыночных условиях рассматриваются с учетом спроса на разных региональных уровнях, его динамики, современных тенденций изменения в платежеспособном спросе. Практически все основные функции Владивостока имеют большие перспективы роста и развития. Необходимо не только сохранить, но и значительно их усилить. Это имеет не только социально-экономическое, но и геополитическое значение.

Таким образом, Владивосток и в будущем будет развиваться как крупный многофункциональный центр с выполнением:

« Содержание

5. Приоритеты развития.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что приоритетными для г. Владивостока в долгосрочной перспективе являются:

Целесообразна переориентация всего хозяйственного комплекса Владивостокской агломерации на выпуск высокотехнологичной продукции и услуг. Высокотехнологичная промышленная продукция должна производиться не только для реализации на внешнем рынке, но и для наполнения внутреннего рынка. В противном случае будет и дальше увеличиваться разрыв в уровне экономического развития дальневосточной России с сопредельными странами.

С учетом международного опыта создания технополисов и имеющихся во Владивостоке предпосылок целесообразно развивать здесь следующие новые отрасли: биотехнология, "тонкая" керамика, порошковая металлургия, современные бытовые электроприборы, новые материалы, подводные аппараты, робототехника, автоматические системы управления, их математическое, программное обеспечение, специализированные виды компьютеров с их математическим обеспечением, фармакология на основе биологически активных веществ из ресурсов суши и моря, производство новых видов экологически чистой продовольственной продукции на основе местной сырьевой базы и современных технологий.

Уникальными объектами рекреационно-туристического комплекса должны стать отсровные территории, в первую очередь - острова Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда и другие. Здесь необходимо создать как новые объекты рекреации и туризма (музеи Тихоокеанского военно-морского флота, Биологии моря и другие), а также туристическую инфраструктуру (мостовые переходы, смотровые площадки, гостиницы, яхтклубы и т.п.).

Специализированные производства в составе Владивостокской агломерации в перспективе должны быть представлены в первую очередь судоремонтом и судостроением, марикультурой и рыбопереработкой, производством строительных материалов, деревообработкой. Обслуживающие предприятия должны обеспечить повседневные потребности производства, населения в товарах и услугах, в надежной связи как с отечественными партнерами по бизнесу, так и зарубежными компаньонами. Эффективному развитию города должны способствовать и различные формы территориального разделения труда (кооперирования, комбинирования) между предприятиями промышленных центров в пределах Владивостокской агломерации.

Основные принципы территориального развития Владивостока.

На основе дробного функционального зонирования осуществить:

  1. Ликвидацию и вынос из города устаревших предприятий, сооружений, особенно из его центральных прибрежных районов, освобождение территорий, выходящих к берегам бухт и заливов для создания благоустроенных рекреационных зон.
  2. Создать новые рекреационные зоны (парковые, культурно-развлекательные, туристические, спортивные) после сноса части устаревшего жилья - особенно в центральных и прибрежных районах города, на островных территориях.
  3. Поэтапную трансформацию садово-огородных зон и участков в зоны комфортабельного жилищного строительства.
  4. Специализацию островных территорий города (острова Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, Шкота и другие) в многофункциональные рекреационные зоны.
  5. Сохранить лесопарковые зоны в пригородных районах.
  6. Создать микрозоны наукоемких технологий.
  7. В долгосрочной перспективе - расширение территории города за счет включения в его состав территорий г. Артема и части Надеждинского района (после 2010 г.).
  8. Необходима передать акватории бухт и заливов в черте г. Владивостока в систему оперативного городского управления.

« Содержание

6. Целевые ориентиры.

Территория. Территориальная структура города в целом должна быть существенно трансформирована на основе нового функционального микрозонирования. Основная идея заключается в формировании поясно-секторной структуры: пояса - прибрежный и несколько следующих концентрических; пояса делятся на отдельные секторы, зоны с чередованием рекреационных, селитебных, деловых, хозяйственных.

В целом выделяются следующие зоны: деловой центр, прибрежная (с чередованием хозяйственных и рекреационно-парковых секторов), промышленные, торгово-инфраструктурные, селитебные, рекреационно-парковые, резервные.

Эффективность промышленно-селитебного освоения новых территорий во многом будет зависеть от наличия надежных и эффективных транспортных магистралей - как трасс освоения новых площадок и развития транспортной сети в целом. Основным направлением развития транспортных сетей в пределах Владивостокской агломерации является прокладка дублирующих магистральных путей выхода из центра и города и автодорог широтного направления через всю северную часть города с запада на восток. С восстановлением сквозной железной дороги через весь Корейский полуостров ожидается значительное увеличение транзитных грузопотоков по Транссибу из этих республик в Европу. Вторым важным направлением в развитии транспортных сетей является создание железнодорожного и автодорожного кольца вокруг п-ова Муравьева-Амурского вдоль Амурского и Уссурийского заливов, бухты Золотой Рог, которые обеспечат соединение старой и новой частей города в единый город, в единое экономическое, социально-демографическое, планировочное пространство с минимальным ущербом окружающей среде.

Население. Перспективная численность населения Владивостока и всей Владивостокской агломерации во многом будет зависеть от меры участия (законодательного, финансового, организационно-управленческого) государства и краевых управленческих структур в развитии города. Разработано несколько вариантов демографического развития Владивостока и агломерации, учитывающих различные в сложившихся условиях меры участия государства:
1) пессимистический, инерционный вариант - участие (финансовое, организационно-управленческое) государства отсутствует;
2) средний вариант - участие государства незначительное, в основном развитие обеспечивается за счет поддержки городскими и краевыми властями с организованным привлечением частного капитала;
3) оптимистический вариант - участие федеральных, краевых, муниципальных органов управления в развитии города рассматривается как существенное.
Оптимистический вариант предполагает привлечение дополнительного финансирования в развитие Владивостока и Владивостокской агломерации со стороны государства, а также организованное привлечение отечественного и иностранного капитала. На 2010 г. прогнозируется численность населения Владивостокской агломерации: по пессимистическому варианту 1157,6 тыс. чел.; среднему - 1232,8; оптимистическому - 1408,3. Прогнозная численность населения г. Владивостока в старых границах - соответственно: 654,3 тыс. чел.; 728,7 тыс. чел.; 804,7 тыс. чел.

Прогнозные оценки прироста и распределения численности занятых в различных отраслях экономики к 2010 г. показывают, что ведущей отраслью экономики в промышленных центрах Владивостокской агломерации останется промышленность, в которой предполагается задействовать до 30% численности работающего населения. Высокая доля таких отраслей, как транспорт и связь, торговля, сбыт и заготовки, ЖКХ и бытовое обслуживание и др., объясняется необходимостью значительного инфраструктурного и рекреационного обустройства территории Владивостокской агломерации с целью повышения уровня экономической и социальной привлекательности для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в развитие экономики населенных пунктов. Численность экономически активного населения рассчитывалась с учетом современной и прогнозируемой ситуации с занятостью населения в населенном пункте.

Прогнозная численность занятого населения, с учетом возможной положительной тенденции увеличения механического и естественного прироста населения, определяется: по пессимистическому и инерционному вариантам. При этом на 2010 г. оптимальной можно считать занятость не менее 95% экономически активного населения (при численности незанятого населения не более 5%).

Производство. По проведенным прогнозным оценкам, наиболее вероятный средний прирост производства по промышленным узлам Владивостокской агломерации ожидается в пределах 5% в год, с возможными колебаниями по отраслям и центрам от 2 до 13%. Это согласуется с ожидающимися в обозримой перспективе темпами развития экономики Приморского края и России в целом. Объем производства промышленной продукции существующих предприятий Владивостокской агломерации в 2010 г. составит по пессимистическому варианту - 20,6 млрд. руб., среднему варианту - 28,4 и оптимистическому варианту - 35,8 млрд. руб. Ведущими отраслями в структуре останутся многие существующие ныне отрасли промышленности, которые и составляют градообразующую базу промышленных узлов.

Уровень жизни. Одним из основных показателей, определяющих уровень жизни населения, являются среднемесячная заработная плата одного работающего и денежные доходы, приходящиеся в среднем на одного жителя (включая детей, пенсионеров и др. нетрудоспособную часть населения). В 2000 г. во Владивостоке среднедушевые доходы составили 2574 руб., в то время как в крае в целом лишь 1768 руб., т.е. в 1,45 раза больше.

Начисленная заработная плата в 2000 г. в Приморском крае в сравнении с предыдущем годом, возросла на 21%, а среднедушевые доходы - примерно на 15,8%. В 2001 г. зарплата выросла ещё на 37%. С учетом роста цен реальный рост зарплаты составил 13%. В долларовом эквиваленте среднемесячная начисленная заработная плата во Владивостоке в 2001 г. достигла 127 долл. США. Среднегодовой темп прироста заработной платы был достаточно высоким - 17,5% в год. В эти годы среднегодовой прирост среднедушевых доходов также оказался сравнительно высоким - 14,5% в год. При сохранении таких темпов заработная плата к 2010 г. во Владивостоке могла бы увеличиться до 500 долл. США в месяц, а реальная заработная плата - до 380 долл. США/мес.

Финансовые ресурсы. В качестве основных источников финансирования могут рассматриваться:

При этом важным условием инвестирования, несомненно, является благоприятный инвестиционный климат. Важнейшими условиями его улучшения являются формирование надежного и эффективного энергетического, транспортного и инфраструктурного обеспечения, высокого качества социальной и экологической среды и т.п.

Государственный вклад в развитие города и агломерации может осуществляться в следующих формах:

Важнейшими условиями привлечения иностранного капитала в развитие города являются следующие:

« Содержание

7. Механизмы реализации Концепции.

С целью реализации основных положений Концепции на её основе должна быть разработана и принята долгосрочная комплексная Программа развития г. Владивостока и соответствующий Генеральный план города.

Механизм реализации Концепции и Программы предполагает, что в рамках общей системы управления создается сеть координаторов (руководителей подпрограмм) и ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям. Ответственные исполнители назначаются Администрацией города и обеспечивают соблюдение сроков, качества и эффективности реализации мероприятий. Таким образом, может формироваться известная матричная организационная структура управления, включающая вертикальные (линейные) и горизонтальные связи, которые обеспечивают управление и создают основу высокой синхронизации исполнения намеченных мер. Такой подход должен сочетаться с перераспределением прав и ответственности (децентрализацией) в рамках организационной структуры системы управления территорией. Нестандартность ситуации в пределах Владивостокской агломерации заключается в наличии нескольких корпоративных участников реализации Программы.

В механизм реализации Концепции и Программы необходимо заложить учет разнонаправленных интересов населения, власти и бизнеса при разработке, принятии и реализации бизнес-проектов или планов развития, в том числе - участие власти в реализации приоритетных проектов с определенным их финансированием. Механизм реализации, развития и управления Программой обеспечивается, как известно, организационными и экономическими мерами. Он включает в себя:

При этом должна быть обеспечена систематическая координация сбалансированных по ресурсам и развернутых во времени экономических, социальных, технических, производственных, организационных и др. мероприятий, осуществляемых властью, предприятиями и организациями различных форм собственности, обеспечивающих достижение целей развития:

В систему управления целесообразно встроить подсистему корректировки в виде группы специалистов, в задачу которых входит отслеживание эффективности реализации Программы и выработка на этой основе предложений по изменению траектории развития.

Для обеспечения мониторинга реализации Концепции и разработанной на её основе Программы необходимо внедрить информационно-аналитическую систему оценок по эталонам. Система основана на подобранных индикаторах для отдельных составляющих Концепции.

В эталонную систему индикаторов развития должны быть включены блоки индикаторов, отражающие: экономическое развитие, состояние окружающей среды, развития домашних хозяйств, использование земли, развитие городской инфраструктуры, социально-демографическое состояние и др.

Важнейшим инструментом реализации Концепции и Программы должна стать совершенная информационная система города и агломерации, базирующаяся на геоинформационной основе. Информационная система должна отслеживать основные параметры экономического, социального, экологического состояния города и агломерации за определенные периоды времени и сравнивать текущие параметры с целевыми и эталонными индикаторами, в том числе - прогнозными.

Таким образом, основные положения Концепции должны быть развернуты в Программе социально-экономического развития города Владивостока и его агломерации и новом Генеральном плане города. Их утверждение и реализация позволят выйти Владивостоку на качественно новый уровень развития.


« Содержание