Михаил Кузьмич Федоров родился в 1840 году в Херсонской губернии. В 16 лет поступил на службу в 11-й рабочий Черноморский экипаж, через год был произведен в унтер-офицеры, позже - в кондукторы Корпуса инженеров-механиков; три года плавал судовым механиком в компании Днепро-Бугского пароходства.

В 1865 году двадцатилетний Михаил Федоров отправился в кругосветное плавание на шхуне "Алеут", с этого года начался дальневосточный период его жизни - служба в Амурском флотском экипаже длилась около 10 лет. В 1873 году он был произведен в подпоручики Корпуса инженеров-механиков с увольнением от службы.

Став сухопутным жителем Владивостока, Федоров занялся предпринимательством: на берегу реки Суйфун он построил лесопильный завод, в селе Раздольном - заимку, начал разрабатывать угольные копи и поставлять уголь на корабли Сибирской флотилии.

Деятельность Федорова была разносторонней, особенно много сделано им для развития мореплавания на Дальнем Востоке. В 80-е годы он приобрел речной мелкосидящий колесный пароход "Пионер" грузоподъемностью около 22 тонн, предназначенный для пассажирских перевозок. В газете "Владивосток" ранней весной 1884 года появилось объявление: "Пароход "Пионер" будет совершать рейсы в продолжение настоящего лета по реке Суйфун от Раздольного до Речного и обратно два раза в неделю".

Пароход ходил по расписанию - по вторникам и пятницам. Оплата проезда от острова Речного до Раздольного была следующая: билет в каюте стоил 3 рубля, палубный билет - 1 рубль, пуд груза - 20 копеек. В селе Раздольном "Пионер" разгружался у причала, который принадлежал Федорову. До острова Речного, в устье реки Суйфун, почта, груз и пассажиры из Владивостока доставлялись морскими судами.

Значение рейсов "Пионера" по реке Суйфун было очень важным для переселенческого движения и развития торговли в крае. Когда началось строительство железной дороги от Владивостока до Хабаровска, "Пионер", кроме обычных грузов, стал перевозить строительный материалы, рельсы, тяжеловесные и крупногабаритные грузы с помощью барж. При завершении строительства железной дороги и с началом движения по этому пути грузовых и пассажирских поездов, необходимость в речных перевозках отпала. В мае 1895 года было принято решение о прекращении пароходных рейсов по реке Суйфун и, одновременно, М.К. Федорову было предписано: "Учредить сообщение по проливу Босфор Восточный и видах установления правильных отношений между городом Владивостоком и Русским островом, население которого в настоящее время достигает 3000 человек". Исполняя это решение, Федоров арендовал у фирмы "Бриннер, Кузнецов и К" паровой винтовой катер "Дружок" и начал регулярные рейсы по Золотому Рогу и на остров Русский летом 1895 года. Кроме того, Михаил Кузьмич занимался регулярными перевозками по бухте Золотой Рог.

Поскольку Федоров активно и непосредственно занимался развитием торгового мореплавания, он был избран председателем Общественного комитета по заведованию открывшимися во Владивостоке в 1890 году Александровскими мореходными классами. Это было первое учебное заведение морского типа.

Руководя городом, Федоров большое внимание уделял благоустройству, водоснабжению и санитарии города, он энергично изыскивал средства пополнения городской казны за счет разнообразных сборов.

Федоров был одним из основателей Общества изучения Амурского края, впоследствии стал пожизненным его членом; был членом комитета по постройке первого музея в городе, на что безвозмездно выделял стройматериалы.

Прожил М.К. Федоров 66 лет, он скончался 18 октября 1906 года, был похоронен с большими почестями на Покровском кладбище. Его имя носит бухта в Амурском заливе.

На должности городского головы М.К. Федоров был в периоды: